Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Материальная культура при изучении повседневности на примере коллекции музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле»

Генералова Светлана Владимировна.

Начальник научно-просветительского отдела Музея-заповедника «Горки Ленинские»

  

Информативность материальной культуры при изучении повседневности на примере коллекции музея 

«Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле».


 

Изучение повседневности находится в зависимости от источниковой базы, которая определяет, насколько возможным оказывается реконструкция быта, привычек и стиля жизни человека. Целью работы является введение в научный оборот фондов мемориального музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» при изучении быта и повседневности представителей большевистской элиты первых лет советской власти. Т.к. коллекция сохранена в полном объеме, поиск происхождения предметов, особенности их функционирования и бытования представляются крайне информативными.

Музеи реализуют общественную потребность «в отборе, сохранении и репрезентации <…> культурных <…> объектов, осознаваемых обществом как ценность, подлежащая изъятию из среды бытования и передаче из поколения в поколение»[1].

Мемориальные музеи отличаются от остальных, прежде всего тем, что «культурные объекты» не изымаются из «среды бытования». Посвященные знаковым личностям, они создаются на базе охраняемых государством памятных комплексов: территорий, на которых происходили события (домов, усадеб, квартир) и коллекций мемориальных предметов.

Рост интереса к истории повседневности требует расширения эмпирической основы конкретно-исторических исследований. Кроме   письменных источников, в научный оборот вводятся кино- и фотодокументы, коллекции плакатов, предметов декоративно-прикладного искусства и проч. Особый интерес представляют коллекции мемориальных музеев, так как они представляют собой целостные уникальные коллекции и отражают реалии жизни пусть не рядового, но отдельного человека или семьи.            

Целью работы является рассмотрение возможности использования коллекции мемориального музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле» при изучении быта и повседневности представителей большевистской элиты первых лет советской власти. Особый интерес эта коллекция представляет потому, что, несмотря на смену парадигмы развития страны в 90-е годы и десакрализацию образа Вождя, фонд музея был сохранен в полном объеме и сегодня может рассматриваться как цельный исторический памятник. Поиск происхождения предметов, особенности их функционирования и бытования представляются крайне информативными.

В СССР одним из крупнейших музеев был Центральный музей В.И. Ленина (ЦМЛ), имевший большую сеть филиалов по всей стране[2, Т.28. с.494.]. Большинство этих музеев подчинялись напрямую ЦК КПСС, т.к. они имели не столько культурно-историческую, сколько идеологическую направленность.      Ленинские музеи были «призваны воссоздавать атмосферу прошлого, приближать ее <…> путем наглядного показа, подкрепленного документальными источниками, помогать посетителю постичь характер великого человека, почувствовать ритм его жизни и труда, осознать методы работы, взаимоотношения с окружающими»[4, с.3].

Каждый из мемориальных ленинских музеев рассказывал об определенном периоде – детство, студенчество, первый политический опыт, ссылка, время революции. Музей «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» отражал последние пять лет его жизни, когда Ленин был главой государства.

Первое Советское правительство переехало из Петрограда в Москву в марте 1918 года и расположилось в бывшем здании Сената. На третьем этаже Ленину были выделены помещения для работы и квартира для жизни его семьи. После смерти Ленина в 1924 году решили сохранять в неприкосновенности его кабинет, библиотеку и комнату в квартире. После смерти Н.К. Крупской в 1939 году были закрыты оставшиеся комнаты квартиры. Зал заседаний Совнаркома продолжал использоваться до 1958 года.

По легенде, сотрудники Музеев Московского Кремля, открыв в 1954 году помещения, в которых жил и работал Ленин, увидели практически готовый музей. Акт, составленный комиссией, отмечает, что «кабинет Ленина в течение всех лет, прошедших со дня его смерти, тщательно и бережно сохраняется работниками комендатуры здания правительства. Мебель, карты, книги и прочие предметы находятся в хорошем состоянии». Состояние квартиры «в основном соответствует той обстановке, в которой жила семья Ленина в Кремле. <…> Для уточнения экспозиции комнат квартиры Комиссия предлагает сделать некоторые изменения в расстановке мебели, вещей и проч.» [7, л.1-9].

Интересен факт проведения баллистической экспертизы при восстановлении обстановки кабинета Ленина. В июне 1957 года научные сотрудники Всесоюзного НИИ криминалистики Прокуратуры СССР произвели исследование фотографических снимков кабинета В.И. Ленина. Пользуясь графическими построениями на пересекающихся лучах, установили точное положение письменного стола, этажерок, телефонов и других предметов.

К вещам, которые наполняли эти комнаты, отнеслись с неподдельным трепетом. В коллекцию вошли не только книги, мебель, канцелярские принадлежности. Инвентарные номера были присвоены засохшим мандаринам, волосам, которые Мария Ильинична собирала на шиньон (?), в коробочках пересчитаны пуговицы, перья, скрепки и кнопки. Включение в коллекцию этих бытовых мелочей косвенно подтверждает ее подлинность.


Однако, были и потери. Комиссия отметила, что все личные вещи семьи Ульяновых (772 предмета), находящиеся на квартире в Кремле, тщательно сохранены работниками комендатуры здания Правительства. Была определена принадлежность каждой вещи, в результате чего установлено, что из этих вещей принадлежало В.И. Ленину - 21 предмет, Н.К. Крупской   – 141 предмет, М.И. Ульяновой – 197 предмет, А.И. Ульяновой – Елизаровой — 203 предмета. Столовое, постельное белье и другие вещи, которыми пользовались все члены семьи — 57 предмета. 43 предмета было не опознано.

Комиссия установила, что все эти вещи представляют собой историческую ценность, т. к. «характеризуют быт, привычки и вкусы семьи Ульяновых и подлежат передаче для хранения в ЦМЛ, т. к. на квартире В.И.Ленина условий для хранения вещей нет» [7, л.1-9].

С одной стороны, расположение музея в Кремле, который с марта 1918 является официальной резиденцией главы государства, способствовало сохранности подлинных предметов. С другой стороны, это привело к тому, что со сменой политического режима изменился адрес мемориального музея. Открытый в годы хрущевской оттепели и закрытый после горбачевской перестройки, музей оказался в нестандартной для мемориальных экспозиций ситуации. В 1994 году по распоряжению В.С. Черномырдина коллекция, насчитывающая около 43000 предметов, была перемещена из Кремля в музей-заповедник «Горки Ленинские».

В ян­ва­ре 1995 г. экс­по­зи­ция му­зея «Ка­би­нет и квар­ти­ра В.И. Ле­ни­на в Крем­ле» бы­ла раз­вер­ну­та в зда­нии од­ной из дач до­ре­во­лю­ци­он­ной по­стройки, на­хо­дя­щей­ся на тер­ри­то­рии пар­ка усадь­бы Гор­ки. В правом крыле разместили рабочие помещения руководите­ля Со­вет­ского го­су­дар­ст­ва: ка­би­нет, биб­лио­те­ку, зал за­се­да­ний Сов­нар­ко­ма и коммутаторную. В левом крыле – помещения квартиры.

Несмотря на перемещение, коллекция не утратила своей полноты и подлинности, следовательно, она по-прежнему представляет интерес для исследователей как аутентичный источник. Коллекция музея особенно интересна для исследователей быта и повседневности, т.к. возможно исследование различных комплексов по бытовому назначению – мебель, посуда, средства гигиены, библиотека. Кроме того, огромный массив литературы, посвященный В.И.Ленину и членам его семьи, позволяет исследовать вещи с позиций системного подхода с привлечением других типов исторических источников – письменных, устных, изобразительных и прочих.


В коллекцию входят одежда, обувь, мебель, утварь, есть даже продукты питания, украшения, оружие, но основную часть составляет библиотека. Всего в коллекции около 43000 предметов. Из них 41 000 – это книги, брошюры и журналы.

Книги, входящие в коллекцию, условно делятся две части – личная библиотека В.И. Ленина и библиотека семьи Ульяновых. Деление обусловлено тем, что после смерти В.И.Ленина Н.К. Крупская закрыла помещение его библиотеки. Книги, которые поступали в квартиру после января 1924 года, хранились уже в комнатах квартиры, а когда этого стало недостаточно, Ульяновым под книжные шкафы выделили дополнительный коридор.

В личных библиотеках преобладает специальная литература, тем не менее, книга может много сказать о своем владельце.


Во-первых, мы можем представить круг его интересов. Личная библиотека Ленина содержит 10701 книгу. Разделы сформированы в соответствии с его интересами – Религия, Психология, Социология, Транспорт, История рабочего движения, История России, Англии, Франции и др. В личной библиотеке Ленина содержатся книги по женскому вопросу и народному образованию. Это значит, что в его библиотеке хранились и книги Н.К. Крупской. Два шкафа содержат собрания сочинений большинства русских классиков – не только В.Г. Белинский, В.М. Гаршин, А.И. Герцен, Д.А.Писарев, но и В. Шекспир, Ф.А.Тютчев, А.П.Чехов.

Особенно интересны пометки, которые мы находим на книгах. Штампы, экслибрисы и надписи, сделанные от руки, позволяют проследить, как книга попала в библиотеку. Так, например, на нахзаце собрания сочинений А.П.Чехова есть пометка «11 томов 300 р». Сопоставив цену книги с дореволюционной, можно сделать вывод, что книга куплена по просьбе самого В.И.Ленина. О том, что книги для него часто покупали у букинистов, мы читаем у Ш.Н.Манучарьянц, которая была его личным библиотекарем. На форзаце комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» штамп: "Библиотека Анат. Анатол. Рейнбот Шкаф Полка №". Значит, Ульяновы привезли эту книгу из имения Горки, в котором часто отдыхали.

По мемуарной литературе мы знаем, что Ленин читает с карандашом в руке. Работая в библиотеке, он делает выписки. Работая со своими личными книгами, Владимир Ильич их безжалостно черкает. Книги, содержащие ленинские пометки, хранятся в РГАСПИ. Из них около 500 поступило из музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле». В фондах музея они заменены копиями, в которых пометки скопированы лишь частично. Однако и это позволяет судить о том, что Ленин читает очень эмоционально – на страницах его книг мы видим междометия, восклицательные и вопросительные знаки, многократные подчеркивания. Пожалуй, особенно это проявляется на книге А.И. Деникина «Очерки русской смуты» - на некоторых страницах насчитывается до 8 пометок.

Библиотека Ульяновых насчитывает 18697 книг. Большую часть книг составляет педагогическая библиотека Н.К. Крупской, по которой можно судить о становлении советской системы образования и участии в этом самой Надежды Константиновны. Книги на эту тему позволяют говорить о том, что советский педагогический проект можно трактовать в первую очередь как проект антропологический. Решалась задача создания нового человека, по отношению к которому всё остальное – экономика, политическая организация, культура – было производным. Во главе Наркомпроса РСФСР, во всяком случае, его первого состава (до 1929), стояли люди, одержимые замыслом нового человекостроительства.

В библиотеке Ульяновых сохранились книги, которые изымались изо всех других личных и публичных библиотек. В отдельном шкафу в столовой под замком хранились собрания сочинений и отдельные книги Л.Троцкого, Н. Бухарина, Г. Зиновьева, К. Радека и прочих «врагов народа».

У разных авторов можно встретить упоминание о том, что у Анны и Марии Ульяновых были не очень теплые отношения с Надеждой Константиновной, поэтому они называли ее «Минога», «Рыба», «Селедка». Однако, в библиотеке хранится книга « Воспоминания о Ленине», автором которой была Н.К. Крупская. В верхнем правом углу титульного листа рукой автора надпись фиолетовыми чернилами: «Дорогой Аничке от Миноги». На книге «Стахановцы требуют научно-популярной литературы» того же автора надпись «Моей родной, любимой Маняшке. от Надежды, «рыбы». Из чего можно сделать вывод, что плохими отношения точно не были, а партийная кличка для самой Крупской не была обидной. Косвенно то, что отношения между тремя женщинами не были конфликтными, подтверждает и тот факт, что Анна Ильинична последние годы (1931-1935) прожила в кремлевской квартире. Вряд ли А.Ульянова, имея отдельную квартиру на Моховой улице, стала бы переезжать к сестре, если бы атмосфера там была некомфортной.

Ульяновы жили в Кремле с 1918 по 1939 год, поэтому представляется возможным изучение коллекции с различных точек зрения: общей экономической и политической ситуации (Гражданская война, НЭП, эпоха большого стиля), гендерные исследования, влияние на быт политического контекста и индивидуально-психологических характеристик.

В годы Гражданской войны экономическая политика большевиков была реактивной. Вопросы жизнеобеспечения граждан, как рядовых, так и элиты, решались путем перераспределения существующих материальных ценностей — жилья, мебели, утвари и проч. Особенно остро стоял жилищный вопрос. Первоначально в Кремле Ульяновым выделили квартиру общей площадью 137 м2. После присоединения комнаты для медицинского персонала в сентябре 1918 года площадь квартиры увеличилась до 192 м2. Назначение и размер помещений: Канцелярия/ Докторская 55 м2, Комната М.И. Ульяновой – 34 м2, Столовая 14 м2, Комната В.И -. Ленина 19 м2, Комната Н.К. Крупской - 23 м2, Комната домработницы - 23 м2, Кухня - 19 м2, Ванная-уборная - 5 м2.

Несмотря на то, что квартира Ульяновых была достаточно просторной, академик М.И.Авербах, посещавший ее, позднее писал: «Он [Ленин] удовлетворялся квартиркой, в которой было ровно столько комнат, сколько нужно было только для жилья ему и ближайшим членам его семьи <...> все просто, чисто, опрятно, <...> есть все, что нужно много работающей семье, живущей исключительно интеллектуальными интересами» [3, с.119].

Большой интерес представляет коллекция мебели. В кабинете большой письменный стол, английские кутаные кресла, венские стулья, шведские книжные шкафы, кожаный диван-купе. Кабинет обставлен стильно и модно по меркам начала ХХ века. Но это не заслуга самого Владимира Ильича. При поиске предметов обстановки действовал тот же принцип перераспределения - обстановка досталась Совнаркому и лично Ленину от прежних хозяев. Раньше в этих помещениях размещались отделение департамента юстиции и квартира прокурора судебной палаты. В воспоминаниях коменданта Кремля П. Малькова мы читаем, что Я. Свердлов, отдавая распоряжение подготовить квартиры для членов правительства, просил не ориентироваться на Большой Кремлевский Дворец, а брать мебель попроще. Например, из «Националя»[5, с.109].


Однако молодым латышским стрелкам было трудно выполнить эту рекомендацию: «Решили постараться изо всех сил — обставили квартиру на славу. Привезли туда позолоченные, обитые шелком и плюшем стулья и кресла, зеркальные шкафы и массивные столы. Но все это пришлось вытаскивать. <…> Пожалуй, самая роскошная мебель осталась в первое время на посту возле квартиры Ильича. Там стоял столик и обитый красным бархатом мягкий стул с высокой спинкой, на котором в то время разрешалось сидеть и даже читать» [8, с.12].

Коллекция мебели подтверждает эти слова - самыми ценными с антикварной точки зрения являются столы эпохи Наполеона III . Один стол с инкрустацией в технике «маркетри» стоит в комнате Н.К. Крупской. Второй стол, покрытый черным лаком и с богатым декорированием, стоит в прихожей. Как и писал Э.Смилга, здесь располагался пост № 27, за этим ценным столом сидели сотрудники охраны. На основании этого факта можно предположить, что сама Надежда Константиновна вряд ли обращала внимание на свой рабочий стол.

В 1918 году трудности с предметами первой необходимости испытывали все, включая семью Ульяновых. В коллекции посуды есть простые столовые тарелки с царским гербом и аббревиатурой «ИВОБД», т.е. «Императорское воспитательное общество благородных девиц». Следовательно, переезжая из Петрограда в Москву, Ульяновы не были уверены, что смогут легко и быстро организовать свой быт, поэтому и взяли несколько тарелок из Смольного.

О дефиците товаров говорит и алюминиевая кастрюля с заплаткой. По воспоминаниям С.Гиля, однажды в 1918 году он застал на кухне расстроенную Марию Ильиничну. Оказалось, что «прохудилась одна из немногих кастрюль. И Гиль ее заклепал» [6].


Личные вещи Крупской говорят о презрении к бытовой стороне жизни. В коллекции хранится ее черный шерстяной сарафан, шелковая блузка, ботинки. У сарафана заштопаны карманы, на ботинках и блузке заплатки.

Как уже отмечалось, большая часть личных вещей была передана в ЦМЛ. Однако, мы можем что-то понять даже из описи. Все панталоны описаны как «сильно поношены», «с заплатками», рубашки х/б «сильно поношены», «с заплатками», «разорваны». При этом шелковый халат, подаренный Верой Кошелевой с Дальнего Севера, Крупская не носила совсем.

Коллекция может рассказать, чем члены семьи занимались в часы досуга. Докторская – самая большая комната в квартире. После отъезда медицинского персонала для Марии Ильиничны сюда поставили кабинетный рояль “C.BECHSTEIN”. Рядом с роялем в фанерном коробе хранилась нотная библиотека, которую собирали несколько поколений. Первые ноты куплены Марией Александровной Ульяновой еще в девичестве, о чем свидетельствуют инициалы на обложке – МБ (Мария Бланк). Модные в 1930-е годы пьесы «Кирпичики», фокстрот «Джон Грей», скорее всего, принадлежали молодому поколению – воспитаннику Анны Ильиничны Георгию Лозгачеву или племяннику Виктору.

Мария Александровна привила любовь к музыке всем своим детям. Сыновья рано перестали заниматься музыкой, а дочери играли всю жизнь. В нотной библиотеке произведения русских и зарубежных композиторов разной степени трудности, сборники инструктивных пьес для начинающих заниматься музыкой. Точно так же в наличии и характерные для репертуара любителей музыки виртуозные сочинения немецких, французских и других европейских композиторов. Все они, по-видимому, исполнялись, так как в них встречаются и пометки, и записи на полях, исправления в расстановке педали и пальцев. Много вокальной музыки - найдены известные романсы, арии из опер, народные, а также революционные песни.

На основании анализа нотной библиотеки и воспоминаний можно сделать вывод, что музыка играла важную роль в жизни Ульяновых, особенно женщин. Они покупают и сохраняют ноты, в письмах делятся впечатлениями от прослушанных опер, дарят друг другу билеты на концерты. А Н.К.Крупская говорит о музыке только в связи с воспоминаниями о Ленине.

Очевидно, что изучение историко-бытовой коллекции и библиотек музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле» помогает реконструировать повседневность большевистской элиты первых лет советской власти. Это было временем социальных трансформаций, когда традиционная повседневность разрушалась. С одной стороны, целенаправленно, ради создания нового коммунистического быта. С другой стороны, нормы повседневности не могли поддерживаться по причине хаоса и разрухи в стране.

Мемориальность и целостность коллекции музея помогает исследователю лучше понять человека и его поступки, применить приемы вживания и эмпатии, использовать методы включенного наблюдения. Даже при кратком обзоре можно сделать вывод, что Ульяновы придерживались традиционных представлений о жизни и быте.

 

Список использованной литературы

1.      Большая Российская энциклопедия. Статья Музей. Дата доступа 20/11/2021 https://bigenc.ru/education/text/2236403

2.      Большая советская энциклопедия. Второе издание. Государственное научное издание «Большая советская энциклопедия». М.,1954.

3.      Кунецкая Л.И., Маштакова К.А. В Кремле жил и работал Ленин: Путеводитель. М., Московский рабочий. 1986.

4.      Кунецкая Л.И., Маштакова К.А. Встреча с Лениным. М., «Советская Россия», 1987 г.

5.      Мальков П.Д. Записки коменданта Кремля. Молодая гвардия, М., 1967.

6.      Музейная карточка №1111.

7.      Научный Архив Музеев московского Кремля. Фонд 20. Ед.хр.31.

8.      Смилга Э.Э. Из Смольного в Кремль. Пост 27: сборник воспоминаний. Военное изд. МО СССР. М.: 1970.

 

 

 

 

 

 

Последние публикации

Один день с директором Музея истории города Ровеньки ЛНР: о перекрашенных стенах, песочной мультипликации и булочной

26 апреля 2024 г. между «Государственным историческим музеем-заповедником «Горки Ленинские» и Институтом всеобщей истории Российской академии наук было подписано соглашение...

Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».  

<< Возврат к списку