Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Издательство «З. И. Гржебина» и его связь с политикой начала XX века

С 2019 г. Музей-заповедник «Горки Ленинские» осуществляет сотрудничество с гимназией Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. В Гимназии активно развивается «проектная деятельность» учеников. Особо приветствуются проекты, включенные в производственную деятельность крупных государственных компаний, учреждений, предприятий и пр. Ряд учащихся 10-11-го. класса гимназии приняли участие в развитии экспозиционной, выставочной и научной деятельности Музея-заповедника «Горки Ленинские». Предлагаемая статья посвящена сложной истории издателя начала 1920-х гг. З.И. Гржебина, чьи книги сохранились в собрании музея.

Наседкин Е.Н., главный научный сотрудник Музея-заповедника «Горки Ленинские», учитель Университетской гимназии МГУ имени М.В. Ломоносова


Издательство «З. И. Гржебина» и его связь с политикой начала XX века

Пономарёва Валерия, Университетская гимназия МГУ им. М.В. Ломоносова

В усадьбе «Горки» есть библиотека, в которой сохранились как книги предыдущих владельцев (З.Г. Морозовой-Рейнбот и Анатолия Рейнбота), так и те, которые заказывал В.И. Ленин во время проживания в Горках. Кроме усадьбы, на территории музея-заповедника есть экспозиция Квартиры В.И. Ленина в Кремле, в ней также хранится библиотечное собрание[1].

Среди материалов обеих библиотек я искала экспонаты, которые могли бы продемонстрировать сложность и многогранность историко-культурного процесса начала 20-х годов. В фокусе моего внимания оказались книги, изданные З.И. Гржебиным[2]. Итак, какую роль издательство З.И. Гржебина сыграло в издательском процессе начала 1920-х гг.?

Культурная политика первых лет советской власти определялась её идеологическими установками. Официальную позицию В.И. Ленина по поводу сущности искусства можно охарактеризовать цитатой из статьи о партийной организации и партийной литературе: «В чем же состоит этот принцип партийной литературы? Не только в том, что для социалистического пролетариата литературное дело не может быть орудием наживы лиц или групп, оно не может быть вообще индивидуальным делом, не зависимым от общего пролетарского дела. Долой литераторов беспартийных!». Таким образом, могло сформироваться представление о том, что, рассматривая искусство лишь с точки зрения агитационной кампании и партийной пропаганды, он должен был наложить определённые санкции на издателей книг, не соответствующих данному критерию полностью. Однако в упомянутой ранее Кремлевской библиотеке Ленина, содержится огромное количество книг авторов совершенно разных литературных течений и жанров, начиная с классиков золотого века русской литературы, заканчивая современниками. Это свидетельство того, что реальная жизнь была сложнее лозунгов.


                                        Рис. 1 Белый А. На перевале, издательство Гржебина

Сфокусируемся на истории издательства Гржебина. Его основатель – Зиновий Исаевич Гржебин – учился в Мюнхене и в Париже. Однако в 1905 вернулся в Россию с намерением издавать сатирический журнал. Именно тогда он познакомился с Максимом Горьким, с которым впоследствии укрепил сотрудничество. Начиная с 1906 года, Гржебин полностью посвятил себя издательской деятельности («Шиповник», «Пантеон», «Парус», газета «Новая жизнь» и т. д.). Его действия можно назвать провокационными, поскольку за выпуск трёх номеров направленного против самодержавия журнала «Жупел» издатель был приговорен к году тюрьмы. Кроме того, Гржебин прославился как автор карикатур на высших чиновников[3].

В контексте этой темы невозможно не упомянуть такое явление, как «горьковские издательства». Под ним понимают издательство «З.И. Гржебина» и издательство «Всемирная литература». Большевистское руководство ассоциировало их исключительно с фигурой Горького, который считался их основным руководителем, что сформировало исторический миф. На самом деле, реальным управлением издательства занимался Гржебин, однако он как бы оставался в тени знаменитого покровителя.

События обрели неожиданный поворот после заявления о желании партнёров перенести печать книг за границу. Ещё в мае 1919 года Горький в письме Воровскому отмечал: «…Из тяжёлого опыта «Всемирной литературы» и других начинаний такого рода я убеждаюсь, что в России нет возможности печатать книги: типографская техника расшатана, рабочих рук – мало, топлива – нет. В результате всего этого – нет книг в количестве, потребном для огромной страны…Где же выход из этого положения? Его, - на мой взгляд, - нашёл мой старый приятель, Зиновий Исаевич Гржебин, человек энергичный и в книжном деле опытный. Он предлагает печатать книги за границей… И вот я горячо прошу Вас помочь всем, чем можете, Зиновию Гржебину осуществить это дело»[4].

Однако известно, что у «энергичного» издателя был конфликт с Госиздатом, и уже тогда он набирал обороты. После июньского донесения упомянутого ранее Воровского были приняты два постановления, наносящие удар по финансированию издательств. К тому же, интересно отметить, что по отношению конкретно к издательству Гржебина предпринятые меры были более строгими (отказ в субсидировании). После произошедших событий Гржебин, пользуясь наработками Горького, начал развивать план по выпуску издательской продукции, включающий в себя огромное количество книг и пособий разного содержания (включая учебники и атласы в том числе). Воровский, недоумевая от настолько обширного плана, предложил Гржебину бросить все силы на «Всемирную литературу». Однако последний отстранился от работы там, и, по факту, используя имя Горького, совершал серьёзные финансовые махинации.

На этом его политическая игра не закончилась. Осенью 1919 года в газету «Правда» пришло анонимное письмо, в автор которого утверждал, что Гржебин планирует издать в мемуары эсера В.М. Чернова в серии «Летопись революции». Автор анонимки вопрошал, как имя Луначарского (воспоминания которого также планировали там издать) оказалось в одном ряду с «открытыми врагами Советской власти».  Несмотря на то, что в этой ситуации отвечать должен был в первую очередь Гржебин, пострадал так же и Горький –  ему пришлось долго разбираться с последствиями.


                                              Рис. 2 Общий вид библиотеки в Главном доме усадьбы


                                              Рис. 3  Фото шкафа из библиотеки Усадьбы


Рис. 4. Библиотека В.И. Ленина в Кремле (экспозиция в музее «Горки Ленинские»)


Рис. 5. Войтинский В. С. Годы побед и поражений: Т.1. - Берлин и др., 1923

1920 год можно смело назвать удачным для издательства. Именно тогда произошли подвижки в деле переноса печати за границу. Это решение принималось на уровне государственной политики. В итоге Гржебиным было получено официальное разрешение на печать в Германии. Впрочем, это не остановило слухи и подозрения Гржебина в нечистоплотности. В 1920 г. Луначарский писал Рыкову о необходимости ведения контроля за издательством Гржебина. Это стало сигналом для Горького о недоверии со стороны Советской власти. Из-за этого он даже хотел уйти из издательской и просветительской деятельности. В письме к Ленину в 1920 г. Горький упомянул, что вся его работа «идёт прахом»[5]. Тем не менее Горький этого намерения не осуществил, разрыва отношений между ним и Зиновием Гржебиным не произошло – субсидирование берлинских изданий продолжилось.


                                           

   Рис. 6. Зиновий Исаевич Гржебин


                                              Рис. 7. Эмблема издательства З.И. Гржебина

Вопрос о личности Гржебина остаётся крайне интересным и по сей день. Его несомненный творческий и издательский талант был признан многими современниками. Кроме того, стоит отметить безусловные предпринимательские способности книгоиздателя. Спорным вопросом остается его репутация, впрочем, в то революционное время государственно-предпринимательская деятельность не могла не привлекать к себе внимания.



[1] В начале 1990-х гг. экспозиция была передана целиком в Горки


[2] Например: Войтинский В. С. Годы побед и поражений: Т.1. - Берлин и др., 1923-1924.


[3] Ипполитов С. С. Гржебин Зиновий Исаевич // Новый исторический вестник. 2003. №9, стр. 1


[4] Архив А.М. Горького. М., 1964. Т. 10. Кн. 1. С. 11.


[5] М. Горький Письма. М. 2003. Том X



Последние публикации

Один день с директором Музея истории города Ровеньки ЛНР: о перекрашенных стенах, песочной мультипликации и булочной

26 апреля 2024 г. между «Государственным историческим музеем-заповедником «Горки Ленинские» и Институтом всеобщей истории Российской академии наук было подписано соглашение...

Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».  

<< Возврат к списку