Научно-культурный центр «Музей В.И. Ленина» – это последний музей, посвященный В.И. Ленину, открытый в СССР (1987). Экспозиция музея достаточно подробно рассказывает об истории России с 1917 г. по 1924 г., жизни и деятельности Ленина в Горках.
Отличительной особенностью экспозиции является наличие в ней аудиовизуальных комплексов, создающих ощущение «дополненной реальности» образца поздних 1980-х гг. Применение мультимедийных технологий было обосновано желанием создать музей для нового поколения, музей для человека не только думающего, но и чувствующего. Удивительно то, насколько авторы проекта экспозиции «Музей В.И. Ленина» точно предугадали будущие тенденции развития мирового музейного дела, создав здесь атмосферу сопереживания и «со-бытия» или другими словами – вовлеченности посетителя в исторические события.
Внутри здании находится постоянная экспозиция музея, а также – экспозиционные площади для проведения выставок, концертный зал для организации культурно-массовых мероприятий, конференц-зал и административные помещения.
В 1972 г. Советом Министров РСФСР было принято Постановление «О создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» и его охранной зоны». В соответствии с ним готовился к открытию масштабный ленинский мемориал, состоящий из сети ленинских музеев, расположенных на территории будущего музея-заповедника и его охранной зоны. Идеологическим центром мемориала должен был стать «Музей В.И. Ленина», размещенный в современном экспозиционном здании.
Строительство этого музея началось лишь в конце 1985 г., уже в период перестройки. Очень часто накануне распада великие империи порождают свои самые грандиозные шедевры. Здание Научно-культурного центра в Горках оказалось «лебединой песней» советской монументальной пропаганды…
К этому времени уже высились гигантские музейные комплексы в Ульяновске, Куйбышеве, Казани и других городах – но этот должен был превзойти все остальные, причем не размерами, а выразительностью. Недаром автор проекта – академик архитектуры Леонид Николаевич Павлов – так его и назвал: «Мой Парфенон».
Здание имеет симметричную уравновешенную композицию – одиннадцать кубов и один цилиндр скомпонованы по традиционной центрической схеме, один из кубов оформлен как входной портик. Композиция из кубических объемов была впервые использована Павловым в проекте музея Ленина на Волхонке в Москве (1973). Кубы, облицованные белым мрамором, визуально отделяются друг от друга стенками-кулисами, облицованными красным туфом Октемберянского месторождения, между ними в глубине спрятаны вертикальные полосы остекления. Драматично подчеркнуто решение заднего фасада: глухой, облицованный красным туфом цилиндр вводного зала с боков оформлен четырьмя большими квадратными витражами, заключенными в беломраморные «рамы».
Экспозиция музея, в соответствии с пропагандисткой направленностью всего мемориала, должна была рассказывать о выдающейся роли В.И. Ленина и коммунистической партии в мировой истории. С учетом того, что к концу 1980-х гг. существовало огромное количество подобных музеев и отдавая должное историческому значению Горок для советского общества, проект экспозиции не уступал по выразительности архитектуре самого здания.
Внутренняя планировка экспозиционных залов и дизайн интерьеров разработаны художниками Комбината живописно-оформительского искусства г. Ленинграда – В.Л. Ривиным, В.И. Коротковым, В.Н. Бугай и В.И. Куминовым. Здесь все из современных материалов, все мобильно: витрины, альбомы, светильники. Нестандартизированное оборудование для «Музея В.И. Ленина» было изготовлено на промышленных и военных предприятиях Москвы и других городов страны.
Главным «экспонатом» этого музея стала идеологизированая картина советского прошлого, показанная с помощью документов первых советских лет и теоретических и публицистических работ В.И. Ленина, которые трактовались исключительно в позитивном ключе. Органически увязывалась с документальной экспозицией музея система аудиовизуальных комплексов или идейно-эмоциональных центров, «кубов». Многие технологии были использованы здесь впервые в мировой и российской музейной практике. Аудиовизуальная и светотехническая аппаратура и системы программного управления были закуплены у английской фирмы «Электросоник». Управляется мультимедийная система компьютером Macinhtosh. Сегодня именно эти аудиовизуальные комплексы выступают уникальной «изюминкой» музея.