Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

«Apple в кубе»

Старший научный сотрудник

Мерзлякова С.В.

 

«Apple в кубе»

 

 

Здание НКЦ «Музей В.И. Ленин» было построено за два с небольшим года, к 70-летию Октября, и приняло первых посетителей осенью 1987 года. Надо отметить, что в этот момент Дом-музей В.И. Ленина в Горках входил в состав единой системы ленинских музеев, как один из его филиалов, и документальная экспозиции располагалась в стенах Большого усадебного дома.

Когда было принято решение о строительстве нового экспозиционного здания на территории ГИЗ «Горки Ленинские», то планировалось просто «механически» переместить документальную экспозицию из усадьбы, но проект, реализованный в итоге авторским коллективом в стенах «Музея В.И. Ленина» в Горках вышел далеко за рамки этих первоначальных планов.

Ленинская тематика была очень широко «разработана» в Советском Союзе. Помимо Центрального Музея В.И. Ленина, который выступал в ранге государственного и его филиалов, существовали и небольшие музеи, посвященные жизни и деятельности первого руководителя Советской республики. Поэтому музей в Горках, должен был стать чем-то особенным. Об этом говорили члены Художественного Совета Центрального Музея В.И. Ленина на обсуждениях первоначальных проектов. К середине 80-х гг. уже были созданы масштабные и грандиозные филиалы ЦМЛ в Ташкенте (1970 г.), во Фрунзе (1984 г.) и в Красноярске (1987 г.), и руководство опасалось повторений, «вторичности» горкинского проекта. Тем более, все отмечали, что Горки в системе мемориальных ленинских мест имеют особое значение – это и последнее местопребывания Ленина, и загородный дом, где текла обычная частная жизнь Ульяновых, место отдыха, прогулок и размышлений В.И. Ленина.[1]

Появление уникального музея в Горках – это в первую очередь заслуга авторов проекта: архитектора Леонид Павлова и художников Владимира Ривина и Владимира Короткова.

Леонид Павлов – выпускник знаменитого ВХУТЕМАСа, ученик А. Щусева и И. Жолтовского, на собственном опыте испытавший, что значит быть опальным архитектором в сталинские времена и наиболее полно раскрывший свой талант уже в 60-е 80-е годы. Л. Павлов является автором вестибюлей станций метро Добрынинская и Нагатинская, целого ряда вычислительных центров (Госплана, ЦСУ, Госбанка, «Каскад»), станций технического обслуживания автомобилей (Варшавское шоссе, «Москвич» на Минском шоссе ). Т.е. перед нами архитектор, который построил немало оригинальных и функциональных зданий для огромных ЭВМ. И, наверное, приступая к проектированию здания «Музея В.И. Ленина» в Горках, он меньше всего ожидал, что и тут компьютерная техника станет немаловажной составляющий.

Сам архитектор, говоря об этой свой работе, называл ее «мой Парфенон ХХ века». [2] Хотя внешне никаких параллелей с античной архитектурой не прослеживается. В плане здание представляет собой 11 кубических пространств. В пяти кубах – расположены залы музея, один целиком занимает парадная лестница, еще один куб – это колоннада входной группы, в двух кубах по разным сторонам от торжественного полукруглого зала расположены библиотека и административные кабинеты. С точки зрения символики архитектуры – куб – это самая совершенная фигура, самая устойчивая и самая правильная, но, в то же время, и самая статичная. Как сочетать устойчивость и движение? Об этом прекрасно сказал один из вдохновителей конструктивизма Владимир Татлин. «Если вы хотите сделать в искусстве монументальное вечное, то возьмите квадрат, плюс один вершок, чтобы статичность, покой и устойчивость квадрата получили динамику, движение, неуверенность». В здании Научно-культурного центра, где располагается «Музей В.И. Ленина» есть и монументальность, и динамика, и движение. Достигается она четким ритмом колонн, разделяющих пространство, стеклянными вертикалями окон. Здание очень гармонично сочетается с окружающим ландшафтом, как бы вырастая из холма, на котором находится.


И в архитектуре, и в самой экспозиции слово «куб» встречается очень часто. Куб – это и основной конструктивный элемент «Музея В.И. Ленина» в Горках, и, обозначение центральной части каждого зала: огромного 4-х метрового стеклянного пространства, в котором разворачивается небольшой спектакль.

Иммерсивная составляющая, заключенная в «кубах» не зря называлась ЭЦ (эмоциональным центром) – такое обозначение мы встречаем в проектной документации. Главная задача этих 5-минутных зрелищных спектаклей заключалась в «погружении» зрителя в события, отстоящие от нас почти на 100 лет.

В первом зале ЭЦ рассказывает о покушении на Ленина, ранении и приезде семьи в Горки. Но рассказ этот ведется художественными средствами. Ощущение тревоги, трагедии передается через изображение грозы и ливня. А слова «опасность миновала» подкреплены яркими пейзажами живописных горкинских окрестностей.

Подстать внешнему облику музея и его интерьеры, оформление экспозиции, которые являются гармоничным продолжением архитектурного замысла. Авторскому коллективу Ленинградского Комбината живописных оформительских искусств (КЖОИ) под руководством Владимира Ривина и Владимира Короткова удалось соединить академическую торжественность здания и удивительные конструктивные и технологические новшества своего времени.


Задача перед художниками стояла крайне сложная. «Музей В.И Ленина» создается в период застоя, когда эмоциональный градус восприятия официальной советской идеологии был уже очень низок. Те, постулаты, которые звучали с официальных трибун и содержались в передовицах центральных газет и публицистических журналов, уже не вызывали нужного подъема и энтузиазма среди населения. Поэтому и требовалось оживить эту застывшую риторику,   создать нечто необычное, поражающее воображение зрителя, вызывающее эмоциональный отклик.

Реализация этой задачи была возможна только с применением технических средств пропаганды: аудио-, кино-, фотодокументов, световых эффектов. Первоначальные планы по наполнению экспозиции техническими средствами были довольно скромными: в нескольких залах предполагалось использование экспозиционного телевидения, возможно, полиэкранов, световое и звуковое сопровождение экспонатуры. Но подобные проекты уже были так или иначе реализованы в других музеях. Тут же авторы предполагали создать эффект максимального присутствия, погружения в эпоху, вызвать живой эмоциональный отклик. Поэтому речь шла о грандиозном проекте, целостной философии пространства, новаторских подходах и идеях, которые нигде раньше не использовались.

Художникам, удалось совместить несовместимое. Заставить официальные документы, которые обычно неподвижно располагаются в витрине, «разговаривать» и взаимодействовать с посетителем. Вы видите перед собой перекидные альбомы, или «турникенты» на языке музейщиков, в которых расположена документальная экспозиция. Как стильно они выглядят. В каждом альбоме предусмотрена специальная ручка для перелистывания, каждый снабжен красной кожаной крышкой, которая гармонирует с общим дизайном экспозиции. Все элементы экспозиции созданы специально для «Музея В.И. Ленина» и изготовлены по эскизам художников на заводах отечественного оборонного комплекса. Поэтому, даже сейчас, по прошествии 35 лет, они поражают точностью конструктивного решения и филигранностью исполнения.

Чем дальше шла работа над созданием новой экспозиции, тем яснее становилось, что для горкинского музея применения традиционных технических средств пропаганды явно недостаточно. Главная задача данного музейного пространства – история должна быть «живой», двигаться, вовлекая зрителя в события, разворачивающиеся на его глазах. Решить эту проблему могла только бурно развивающаяся компьютерная техника. Но отечественные ЭВМ были в тот момент слишком громоздки и использовались, в основном, для решения высокотехнологичных научных проблем.

В сценографии второго «куба» эффект погружения прослеживается еще сильнее. Пожелтевшие фотографии времен Гражданской войны, сопровождаются речью Ленина, раскрывающей цели и задачи противоборствующих сил. Затем в глубине пространства за стеклом, отделяющим зрителя от «оживших экспонатов», возникает сцена «Заседание партийной ячейки». Эта сцена находится в отдалении, зритель понимает, что разделяют нас и участников этих событий не только расстояние, но и время. А вот вторая сцена – «Митинг на вокзале» появляется уже гораздо ближе, и посетители, почти оказываются в гуще этой толпы красноармейцев, стоящей у окутанного парами и готового к отправке на фронт паровоза. И совсем неожиданно, прямо перед стеклом, разделяющим пространство экспозиции и «зазеркалье» куба, появляется третья сцена «В окопе». Мы оказываемся почти там, среди солдат, которые под артиллерийским обстрелом, примостившись на ящике от патронов, пишут письмо и мечтают о будущем, в котором не будет ни голода, ни войн.

Поиском подходящего технического решения в деле внедрения компьютерных технологий занимались и советские министерства. [1]

Техническая сторона проекта к 1986 году очень усложнилась и для ее реализации была привлечена иностранная компания.

Elecrtosonic – английская фирма, на счету которой множество реализованных музейных, выставочных, театральных проектов.   К началу 80-х годов эта, основанная в 1964 году компания, располагала такими технологиями, которые позволяли создать полностью автоматизированный алгоритм, исключавший постоянное присутствие человека, управляющего этими «живыми картинами».

Специалисты английской компании в январе 1987 года прислали развернутое описание работы пяти кубов для экспозиции «Музея В.И. Ленина» в Горках. В нем не только рассказывается о том, что будет видеть зритель, находящийся в зале, но и дана характеристика всего необходимого оборудования. Внутри куба разворачивается 5-6 минутное, практически театральное, действие, в котором участвуют свет, звук, кино- и фотоизображения, движущиеся и неподвижные инсталляции, диарамы. К работе над созданием кубов были привлечены, сценаристы, композитор, художники, известные артисты. Все программное управление осуществлялось компьютером Apple II, который находился на техническом этаже. Там же располагаются и две аппаратные, в которых находится оборудование для функционирования кубов. В самом же пространстве музея зритель не видит технической «изнанки» кубов.

В самом центре экспозиции, в третьем кубе разворачивалась история создания Коминтерна. Мы может сопоставить «картинку» и чертежи третьего куба, выполненные компанией Elecrtosonic. Если мы обойдем зал по периметру, то увидим оборудование, создающее визуальное шоу. В центре зеркальный ромб, внутри которого спрятан муляж горкинской скамейки с лежащим на ней букетом, с четырех сторон проекционные экраны, которые во второй части «ролика» сдвигаются к центральному ромбу, на экранах – филигранно выполненное изображение осенней листвы, напаянная латунная объемная композиция, по бокам - прозрачные ленты с изображением трепещущих осенних листьев. Работа выполнена на высоком техническом уровне, который и сегодня поражает специалистов. Это единственный куб, в котором предусмотрена возможность просмотра инсталляции со всех четырех сторон. Хотя она и не была в итоге реализована.

Но все-таки самый технически сложный и наиболее зрелищный куб предполагалось создать в 4 зале музея. Этот зал посвящен претворению в жизнь плана ГОЭЛРО. Это наиболее значимый и масштабный проект советской власти, и не случайно, оборудование 4 зала должно было стать таким же необыкновенным и максимально впечатляющим. Сегодня в пространстве 4 куба разместилась выставка, позволяющая рассказать об истории появления «Музея В.И. Ленина» в Горках и его иммерсивной составляющей, о том, как и почему управление экспозиционным оборудованием осуществлялось самым успешным компьютером компании Apple.

4 июля 1985 г. в Институте Проблем Информатики (ИПИ) состоялась встреча с прилетевшими в Союз представителями фирмы Apple — её основателем и руководителем Стивом Джобсом и вице-президентом Альбертом Эйзенштадтом. Со стороны ИПИ во встрече участвовали: директор института академик Борис Николаевич Наумов, его заместитель Виктор Георгиевич Захаров, учёный секретарь Виктор Николаевич Захаров, который оставил воспоминания об этой встрече.[2]

Речь шла не много, ни мало о поставке персональных компьютеров для советского Министерства Образования. Для самого Джобса это был сложный период, он всячески продвигал новую модель, разработанную его компанией – Macintosh.   «Если бы у меня были дети, то я учил бы их на компьютерах Apple-2 и Macintosh. Сейчас Macintosh, работающий на микропроцессоре Motorola 68000, используется во многих колледжах США. К настоящему времени уже продано около 2 млн. Apple-2 и 400 тыс. Macintosh. В месяц производится около 50 тыс. Apple-2 и 20 тыс. Macintosh. Умение работать на этих ПК можно освоить за 40—50 часов. Для специалиста это хорошо, но для пользователя 40—50 часов — слишком много. С IBM PC идет около 800 стр. документации, и вполне можно научиться пользоваться ею», - сказал Джобс.[3]

Главное достоинство американского компьютера фирмы Apple – это универсальность и компактность. Дело в том, что для самой успешной и продаваемой модели – Аpple II – даже не предусматривался штатный монитор. Идея была в том, чтобы можно было работать из любой точки, а не только в специально оборудованном офисе. Достаточно было взять с собой клавиатуру (у нее была предусмотрена специальная ручка для переноски) и дисковод, подключить все это к любому телевизору – и перед нами готовый к работе персональный компьютер. Компактность и быстродействие – это то, что было необходимо для экспозиции «Музея В.И. Ленина».

Планы американцев остались только планами. Масштабный контракт на поставку компьютеров для Министерства Образования заключен не был по разным, в основном политическим и идеологическим мотивам. Но Аpple II все же появился в системе управления нашего музея. Попал он туда не напрямую, а через английские каналы. Дело в том, что к 1986 году, когда вопрос об участии специалистов компании Electrosonic в создании музея в Горках был решен, английская сторона активно использовала Apple II в своих проектах.


4 «куб» по замыслу создателей экспозиции должен был стать кульминацией технического оснащения музея. Таким же «технологическим прорывом», как и сам план ГОЭЛРО, которому посвящен 4 зал музея. За затемненным стеклом можно увидеть подиум, затянутый черной тканью. На «стол» проецировалось изображение карты, на которой были обозначены электростанции, широкой сетью опутавшие республику Советов. Так художники показывали путь, который Россия прошла за стремительно короткий срок. Путь от крестьянской избы, освещавшейся неверным светом масляной лампады в «красном углу» у иконы к повсеместной электрификации. На краю подиума можно увидеть 5 вертикальных треугольных призм. Одна сторона призмы затянута черным бархатом, две другие – прозрачного или дымчатого стекла. Когда в кубе угасали изображении икон и лампад, стеклянные призмы выдвигались вперед, образуя полукруг. Внутри каждой призмы загорались электрические лампочки – если присмотреться, то можно увидеть их внутри стеклянной вертикали. Они расположены на разном уровне. И вот это мерцание тысяч «ламп Ильича» должно было символизировать новый индустриальный мир, который строит Советское государство.

А дальше начиналось самое необычное. Внутри этого куба стояла лазерная установка. И если сегодня мы «приручили» лазер и используем его во многих бытовых областях, даже как школьную указку, то тогда, в 1987 году появление на мраморной стене изображения, которое «рисовал» лазер было чем-то необыкновенным. На стене появлялись буквы, написанные рукой Ленина, и посетитель читал слова: «Коммунизм – это советская власть плюс электрификация всей страны. В.И. Ленин». А дальше на черном бархате внутри куба мы видели изображение грандиозной махины Днепрогэса. Слышался нарастающий гул сдерживаемый плотиной реки. А затем с помощью дымовой машины и лазера создавался эффект низвергающейся с огромной высоты водяной стены, окутанной облаком брызг. Мы присутствовали при запуске турбин Днепрогэса. Слышали рокот укрощенной реки.

К несчастью, эксплуатация такого сложного оборудования требовала больших затрат. Наличие в одном объеме лазера и дымогенераторного оборудования довольно быстро привели к тому, что куб вышел из строя. Начали отказывать системы лазерного изображения из-за оседания химических составов, применявшихся для создания дыма, стали застревать тяжелые стеклянные призмы.

Техническое обслуживание «кубов» – сложная задача. Кроме того, что доступ к оборудованию куба осуществляется через массивную стеклянную дверь, которая расположена в каждом кубе, доступ к системам управления осуществляется через специальные люки, расположенные над головой посетителей. Там же есть металлические конструкции, напоминающие театральные колосники, по которым можно добраться до элементов, управляющих демонстрацией аудиовизуального шоу.

Сложное аудио- и проекционное оборудования куба располагается внутри, а вот система управления    на техническом этаже, где расположены управляющие стойки. Как уже говорилось, компания Elecrtosonic разрабатывала сложные мультимедийные проекты, в которых сочетались как визуальные, так и световые и звуковые эффекты. И к середине 80-х годов, когда наш проект находился в стадии активной разработки, у англичан имелись готовые решения по созданию таких сложных «театральных» эффектов. Все оборудование, задействованное в работе кубов – собрано в вертикальных стеллажах. В одной аппаратной находится электрооборудование, в другой, все, что связано с созданием визуальных эффектов. Для каждого куба предусмотрена своя «стойка». Для воспроизведения звука использовались катушечные магнитофоны профессионального уровня, Тascam 34B, профессиональная видеоаппаратура марки U-matic. Программное обеспечение музейного комплекса было прописано для компьютера Apple II, который сегодня занял почетное место в экспозиции, которой раньше управлял.

Но помимо собственно технической составляющей в пространстве куба есть и художественная инсталляция, создающая образ кабинета Ленина. Рабочий стол с электрической лампой, книга и журнал «Электрофикация» из фондового собрания музея-заповедника. Гравюра Б.М. Фридкина[4] «Ленин у карты ГОЭЛРО». Это еще одна напоминание о том, что 4 зал посвящен ленинскому плану электрофикации. Так несколькими мазками можно проследить развитие технической мысли на протяжении почти столетия: от первых мечтаний об электрической лампочке до первых персональных компьютеров. В 4-метровом пространстве куба спрессована история. История страны, с которой тесно переплетается история создания последнего идеологического музея в СССР. Так Apple II, становясь музейным экспонатом, позволяет рассказать о «трех источниках, трех составных частях» нашей экспозиции: московском архитекторе, петербургских художниках и английской технической «начинке» кубов.

Тот самый компьютер позволял в конце 80-х годов «спрятать» всю систему управления на технических этажах и оставить в самом музейном пространстве только экскурсовода и экскурсантов. Все что необходимо, чтобы запустить 5-6 минутное мультимедийное действо – это нажать кнопку на пульте дистанционного управления. В зале погаснет свет, а внутри темного загадочного стекла начнется почти театральное представление, которое перенесет нас в события далеких лет, или сделает гостями усадьбы Горки и семьи Ульяновых.


Продолжая разговор об иммерсивной составляющей экспозиции «Музея В.И. Ленина» в Горках, несколько слов хочется сказать о сценарии заключительного «куба». Перед посетителями «декорация», отсылающая к интерьерам Зимнего сада большого усадебного дома. Огромная стеклянная дверь, ведущую в сад усадьбы Горки и деревья, создающие «променад» в форме полукруга, аллея, которую называли «basket». Видим кинопроектор, который по воспоминаниям современников, устанавливали в центре зимнего сада. Посетитель превращается в гостей семейства Ульяновых, вместе с ними присутствует на просмотре кадров кинохроники или фильма, которые прерываются сообщением о смерти Ленина. Открывается дверь в сад усадьбы Горки, звучит гудок паровоза, увозящего Ленина на павелецкий вокзал…

Вот так с помощью технических средств стало возможным, в музее, где основой экспозиции служат документы, по большей части текстовые, создать параллельно сильную эмоциональную, или как сегодня говорят иммерсивную составляющую.

 




[1] РГАСПИ – Ф. 624., Оп. 1., Д.865., Лл. 111-171

 


[2] Леонид Павлов. Под ред. А Броновицкой. – Милан, 2015 г.- С. 296.






[1] 28 марта 1985 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принимает Постановление № 271 “О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс. Летом 1985 г. Институт проблем информатики АН СССР (ИПИ) проводил работу по выбору и организации закупок импортных персональных компьютеров для преподавания основ информатики и вычислительной техники в школах. В качестве основного партнера рассматривалась Япония…


[2] https://www.itweek.ru/business/article/detail.php?ID=134419 (дата: 18.03.2022)

 


[3] Там же

 


[4] Фридкин Борис Маркович (1901-1977).    

 

Художник-график, карикатурист, иллюстратор и оформитель книг, плакатист. Член Союза художников СССР. Работал художником-иллюстратором в харьковском журнале «Красная Оса» и детском журнале «Веселые картинки», художественным редактором сатирических журналов «Красный перец» и «Крокодил». Автор агитационного плаката «Бей без колебания старые приёмы, в новой обстановке работай по новому» (1930-е). Участник Первой всесоюзной выставки плаката «Плакат на службе пятилетки» (1932, Москва, ГТГ). Занимался станковой графикой, в 1937 году выполнил серию литографий посвяшённых А. С. Пушкину («Дуэль А. С. Пушкина», «Встреча А. С. Пушкина с арестованным В. К. Кюхельбекером»). Во время Великой Отечественной войны создал серию антигитлировских карикатур. Один из иллюстраторов (А. А. Брей, Г. О. Вальк, И. А. Ганф, А. М. Ермолаев) знаменитой книги «Питание школьника», которая вышла в Госторгиздате (1959). Работал в области общественно-политического плаката, сотрудничал с творческо-производственным объединением «Агитплакат»; автор плакатов: «Обуздать поджигателей войны», «Про земные дела и небесные тела», «Брак по расчету» (все –1963), «Программа КПСС» (1963; из сборника агитплакатов «Решения XXII съезда КПСС выполним»). Создал серию политических плакатов: «Забота о повышении благосостояния трудящихся», «Профсоюзы в борьбе за семилетку. XXI съезд», «Улучшение условий труда советских людей» (все –1960; из сборника агитплакатов «Профсоюзы в борьбе за семилетку»). Сотрудничал с газетой «Комсомольская правда», рисовал поздравительные открытки (1960-е), в том числе и новогодние. Умер в 1977 году, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. (23 уч.), на углу Писательской и Суриковской аллей.

Тиражные плакаты Б. М. Фридкина хранятся в Государственном музее истории Санкт-Петербурга (ГМИ СПб), Национальном музее Удмуртской Республики имени Кузебая Герда (НМУР), Ярославском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Ярославском художественном музее (ЯХМ). 

 



<< Возврат к списку