Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ НОВЫХ КУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ: ОПЫТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ»

Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Институтом Наследия) издан сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «ЭКСПОЗИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ-ЗАПОВЕДНИКОВ И СОВРЕМЕННЫЕ МУЗЕЙНЫЕ ПРАКТИКИ: ПРОБЛЕМЫ БРЕНДИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ», проходившей 26 –27 ноября 2020 года.

В сборник, озаглавленный «Экспозиционная деятельность музеев-заповедников и современные музейные практики в контексте реализации Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: проблемы брендирования территорий» вошли материалы докладов сотрудников отечественных и зарубежных музеев-заповедников и музеев под открытым небом. В научном форуме, организованном Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва совместно с Государственным историческим музеем-заповедником «Горки Ленинские» приняли участие специалисты из 24 российских регионов, а также Белоруссии и Узбекистана.

Открывая конференцию В. В. Аристархов, директор Института Наследия, отметил, что: «Стратегия государственной культурной политики носит межотраслевой характер и в силу этого не содержит прямых рекомендаций по перспективам развития экспозиционной деятельности отечественных музеев». В этой связи особую важность приобретают вопросы выявления и исследования условий, методов и технологий музеефикации и демонстрации объектов наследия, которые будут способствовать реализации обозначенных в Стратегии базовых идей. В первую очередь – это «сохранение и актуализация духовно-нравственных ценностей российской цивилизации, повышение успешности и эффективности работы учреждений культуры» - подчеркнул В.В. Аристархов.

В этом контексте музеи-заповедники и музеи под открытым небом являются главными хранителями природных и исторических ансамблей России, обладающих высокой историко-культурной ценностью. Поэтому теория и практика увеличения эффективности деятельности музеев-заповедников является важным звеном в сохранении культурного наследия и развития туризма в российских регионах.

В центре профессиональной дискуссии на конференции оказались различные проблемы и тенденции современной экспозиционной деятельности музеев-заповедников и иных музеев под открытым небом. Среди них:

- основные направления экспозиционно-выставочной деятельности и ключевые подходы к их дальнейшему развитию;

- принципы культурного брендинга, поиск и актуализация новых объектов природного и историко-культурного наследия в деятельности музеев-заповедников;

- реконструкция исторически сложившихся видов деятельности в пространстве музеев под открытым небом и театрализация экспозиционного пространства;

- критерии успешности и эффективности всей этой работы.

Одна из наиболее значимых на сегодняшний день тем подробно раскрывается в статье, посвященной деятельности музея-заповедника «Горки Ленинские» по разработке экспозиционных решений, в рамках культурного ребрендинга. Авторы: заместитель директора по научной работе Б.В. Власов и ведущий научный сотрудник Е.А. Снеговская в докладе «Трансформация экспозиционных решений в контексте актуализации новых культурных брендов: опыт Музея-заповедника «Горки Ленинские» определяют понятие «культурный бренд музея-заповедника» и отмечают, что понятие «брендинг территорий» системно развивается в последние десятилетия. «Сегодня многие музеи находятся в творческом поиске приоритетного направления в продвижении сохраняемых ими объектов культурного наследия. В этом процессе каждому музею необходимо выявлять и демонстрировать свою уникальность и индивидуальность, которые будут привлекать широкую аудиторию и способствовать более эффективному сохранению российских культурных ценностей»

Данной теме посвящена статья Т.А. Зотовой «Экспозиционная деятельность музеев-заповедников как форма культурного брендинга». Хорошо знакомая с разработкой концепции брендирования территорий на материале Музея-заповедника «Горки Ленинские», являясь в недавнем прошлом его сотрудником, сегодня, старший научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, редактор-составитель сборника статей исследует эту тему на профессиональном уровне.

В предисловии к изданию сборника статей организаторы конференции выразили благодарность коллегам из Музея-заповедника «Горки Ленинские», оказавшим посильную помощь в проведении мероприятия, и поделившимися практическим опытом реализации задач культурного ребрендинга на примере своих основных экспозиционных объектов, относящихся к абсолютно разным историческим этапам, но объединенных в рамках понятия «бренд», в отношении исторических территорий и культурных учреждений.

Полная версия сборника представлена в электронном виде на официальном сайте Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва (Институт Наследия).

Выходные данные сборника:

Экспозиционная деятельность музеев-заповедников и современные музейные практики: проблемы брендирования территорий: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием [Электронное сетевое издание] / Науч. ред. А. В. Окороков, ред.-сост. Т. А. Зотова. — М. : Институт Наследия, 2022. . — 292 с. — DOI 10.34685/HI.2022.18.44.001 — ISBN 978-5-86443-399-7.

 

 

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

В КОНТЕКСТЕ АКТУАЛИЗАЦИИ НОВЫХ

КУЛЬТУРНЫХ БРЕНДОВ: ОПЫТ МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА «ГОРКИ ЛЕНИНСКИЕ»

 

Борис Вячеславович Власов,

заместитель директора по научной работе,

Евгения Алексеевна Снеговская,

ведущий научный сотрудник,

Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»; ул. Центральная, д. 1, раб. пос. Горки Ленинские, Московская область 142712; 9647239505@mail.ru

 

Авторами кратко представлен опыт Музея-заповедника «Горки Ленинские» в сфере культурного ребрединга и актуализации природного и культурного наследия. В том числе – история развития экспозиционных решений, реализуемых в пространстве Музея-усадьбы «Горки», опыт обновления Музея «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле» и концептуальные подходы к репозиционированию НКЦ «Музей В. И. Ленина».

Ключевые слова: Музей-усадьба «Горки», Музей-заповедник «Горки Ленинские», актуализация культурного наследия, уникальность коллекции, Ленин, культурный брендинг.

 

В данной статье рассказывается о деятельности Музея-заповедника «Горки Ленинские», которая направлена на культурный ребрединг экспозиционного пространства и на формирование его нового восприятия посетителями. Следует обозначить, что авторы разделяют следующий подход к понятию «культурный бренд музея-заповедника»: это – ценности, связанные с историко-культурным ансамблем (ландшафтом) и музейными объектами, а также с историческими событиями, в той или иной мере обусловившими развитие данной территории и получившими известность и эмоциональный отклик в обществе.

Исследователи отмечают, что брендинг территорий как особое направление научной, экспертной и управленческой деятельности в России и в мире стал системно развиваться в последние десятилетия[1]. Сегодня многие музеи находятся в творческом поиске приоритетного направления в продвижении сохраняемых ими объектов культурного наследия. В этом процессе каждому музею необходимо выявлять и демонстрировать свою уникальность и индивидуальность, которые будут привлекать широкую аудиторию и способствовать более эффективному сохранению российских культурных ценностей.

Самостоятельность у музеев в данных вопросах возникла сравнительно недавно: в учреждениях культуры Советского Союза создание экспозиционно-выставочных проектов велось с учетом неизбежного идеологического контекста. Не секрет, что особенно серьезными были требования к ленинским музеям и музеям политической истории. Их просветительская деятельность строилась на основе партийности науки[2] как базовом принципе работы, контролировалась единым управленческим центром – Отделом науки ЦК КПСС и координировалась Центральным музеем В. И. Ленина (ЦМЛ). Целью данных музеев была, прежде всего, пропаганда идей социализма, а личность «вождя» становилась лишь средством достижения этого. Авторы считают, что подобный подход, во многом, исключал самостоятельное историко-культурное исследование в данных музеях, и полноценное представление посетителю уникальных объектов наследия. Подобная ситуация складывалась вокруг усадьбы Горки – центрального экспозиционного объекта Музея-заповедника «Горки Ленинские». Проблемы ребрендинга этого объекта являются одним из ключевых вопросов настоящей статьи.

История сохранения усадебного комплекса в Горках неоднозначна. Являясь сегодня одной из немногих российских усадеб, сохранивших свой аутентичный архитектурно-парковый ансамбль и подлинные интерьеры после революции, она долгое время рассматривалась исключительно как мемориальное место, связанное с жизнью и смертью В. И. Ленина. Следует признать, что старинное имение, последней владелицей которого была одна из богатейших женщин Российской империи З. Г. Морозова-Рейнбот, став загородной резиденцией главы государства, было спасено от разрушения и забвения.

Удивительно, но вождь мирового пролетариата смог полюбить это противоречащее его жизненным принципам место. Ульяновы бережно относились ко всему, что их окружало в старинной дворянской усадьбе. По личному распоряжению Ленина в интерьеры не вносили никаких особенных изменений. Он объяснял это решение желанием сохранить всё как прежде, не считая Горки своей собственностью. Кроме того, нельзя отрицать, что быт Ульяновых в усадьбе был устроен достаточно комфортно. Например, получив в апреле 1922 года сообщение о том, что в Горках планируют закрыть санаторий, Ленин выступил против:

«Мне сообщили, что МК РКП(б) закрывает санаторию в Горках.

Я решительно против.

Во 1-х, санатория обслуживает содержание там хорошего «аппарата» (для столовки, для кормежки и пр.), а это важно для того, чтобы всегда могли приезжать на отдых туда те, кому отдых нужен.

Во-2-х, я рассчитываю там жить…»[3].

Официальное решение о создании в Горках мемориального Дома-музея, филиала ЦМЛ, было принято 14 июля 1938 года. Однако первые посетители появились в его стенах только в феврале 1949 года (рис. 1). Воспоминания сотрудников, а также письменные источники говорят, что изначально планировалось восстановить мемориальную обстановку на момент пребывания В. И. Ленина в усадьбе. При этом, собирая материалы о его пребывании, сотрудники не забывали и об истории самой усадьбы. Но данная тема не вошла в экспозицию.

 

Рис. 1. Дом-музей В. И. Ленина в Горках. Фото: Неизвестный автор; источник (место хранения): Музей-заповедник «Горки Ленинские». Фото 1940-х гг.

 

При таком подходе только некоторые музейные ценности подлежали экспонированию. Что-то убрали в фонды; предметы, по мнению организаторов не обладающие историческим или художественным значением, перешли в хозинвентарь. Часть картин была передана в другие музеи, как не имеющие отношение к Ленину, но имеющие художественно-историческую ценность. Пришедшие в негодность предметы были списаны.

Созданная экспозиция разместилась в Большом доме усадьбы, где в трех комнатах – столовой, кабинете и личной комнате В. И. Ленина – была восстановлена мемориальная обстановка, а в остальных развернута документальная экспозиция, рассказывающая о жизни и деятельности в Горках вождя мирового пролетариата (рис. 2–5). В духе своего времени она была больше похожа на некий музейный вариант стенгазеты, но включала личные вещи В. И. Ленина и подарки, переданные в период болезни. Разработке лекций (экскурсий) дирекция уделяла особое внимание, утверждая каждую в ЦМЛ. Главное, на что лектора должны были обращать особое внимание посетителей, – труды, созданные Ильичом в обстановке дома, но не быт, окружавший его[4].

 

 

Рис. 2. Дом-музей В. И. Ленина в Горках. Столовая семьи Ульяновых. Фото: А. Кочубеев; источник: Набор открыток «Дом-музей В. И. Ленина в Горках». Москва. Издательство «Планета». 1971 г.

 

Рис. 3. Дом-музей В. И. Ленина в Горках. Рабочий кабинет В. И. Ленина и комната Н. К. Крупской. Фото: А. Кочубеев; источник: Набор открыток «Дом-музей В. И. Ленина в Горках». Москва. Издательство «Планета». 1971 г.

 

Рис. 4. Дом-музей В. И. Ленина в Горках. Комната В. И. Ленина. Фото: А. Кочубеев; источник: Набор открыток «Дом-музей В. И. Ленина в Горках». Москва. Издательство «Планета». 1971 г.

 

Рис. 5. Дом-музей В. И. Ленина в Горках. Западный вестибюль (Парадная столовая). Фото: В. Салеев; источник: Альбом «Горки Ленинские». Москва. Издательство «Московский рабочий». 1985 г.

 

Смысловым центром первой иллюстративно-тематической экспозиции стал Траурный зал, рассчитанный на обращение к сильнейшей эмоции – чувству «великой потери» (рис. 6). Для достижения этой цели подлинные зеркала и бронзовые люстры были покрыты черной тканью, а в центре комнаты размещен главный объект показа – тумба с посмертной маской, окруженная венками. Обстановка дополнялась фотографиями сцен прощания с В. И. Лениным в Горках.

 

Рис. 6. Траурный зал (Семейная гостиная). Фото: Неизвестный автор; источник (место хранения): Музей-заповедник «Горки Ленинские». Начало 1970-х гг.

 

В 1972 году было принято постановление о создании Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские», который вместе с охранной зоной должен был составить целостный идеологический комплекс и сохранить на долгие годы мемориальные места, связанные с пребыванием вождя мирового пролетариата в Горках.

Горки Ленинские все более превращались в один из ключевых музейных объектов страны, связанных с темой Ленина. Посещение данного места являлось практически обязательным для всех прибывавших в Москву делегаций, в том числе и иностранных, было регламентировано экскурсионное посещение школьниками, студентами, представителями трудовых коллективов и т.д. Чтобы частично разгрузить усадебный комплекс, было решено построить новое здание – Научно-культурный центр «Музей В.И. Ленина»,[5] где разместилась документальная экспозиция. В Большом доме усадьбы было решено восстановить интерьеры на момент 1924 г.[6]

В основе новой концепции размещения экспонатов, по-прежнему, доминировала агитационно-идеологическая составляющая.

Например, во втором зале, где сейчас располагается Парадная столовая, присутствовали документы о становлении советской власти, о Гражданской войне, а после их изъятия – была достаточно искусственно смоделирована «комната врачей», лечивших главу государства. В итоге, в самом начале экскурсии объявлялась тема болезни и смерти, которая только усиливалась в дальнейшем. В Траурном зале наступала развязка и ожидался катарсис. Словом, после перенесения документальной экспозиции в новое музейное здание, произошло окончательное превращение усадьбы в территорию болезни и смерти Вождя. Скорее всего, формирование подобного культурного бренда не было прямой целью сотрудников музея, а явилось побочным продуктом происходившей смены экспозиционных решений.

Тем не менее, прежняя машина «организованного туристического потока» продолжала работать, в 1988 году заповедник посетило 429 тыс. человек. В воскресные дни, музей посещало до сорока организованных экскурсионных групп[7]. Но всё поменялось после событий 1991 года, с изменением общественных приоритетов и исчезновением системы обязательного посещения.

В новых условиях сотрудники не отказались от ленинской тематики, но и поиск других направлений шел с трудом. Многопрофильность развивалась медленными темпами, существуя в основном только «на бумаге».

С 1992 г. Дом-музей В. И. Ленина в Горках получил новый статус и начал функционировать как Музей-усадьба «Горки». Однако разработанное ранее экспозиционное решение оставалось практически неизменным на всем протяжении 1990-х годов и первого десятилетия XXI века. У гостей музея практически не было возможности получить наиболее полную информацию о быте русской загородной усадьбы, познакомиться с историко-культурным достоянием страны, которое собиралось и сохранялось прежними поколениями.

Очевидно, что сотрудникам трудно было найти грань перехода от ленинской темы к усадебной и совместить это в одном экспозиционном пространстве. Единичные изменения в интерьерах Большого дома, обновленные тексты лекций, создание тематических экскурсий не приводили к появлению новых музейных образов и смыслов, а только вызывали широкие дискуссии между сотрудниками. Общего понимания дальнейшего развития заповедника не было.

По мнению авторов, кардинальные изменения в Музее-усадьбе «Горки» произошли только во время масштабной реставрации архитектурного ансамбля в 2015–2016 годах.

Перед руководством и сотрудниками музея-заповедника стояла нелегкая задача. Как совместить в рамках одной экспозиции столь разные смысловые пласты: «уникальный архитектурно-интерьерный комплекс» и «мемориал, связанный с В. И. Лениным»? Ведь посетители музея-заповедника зачастую ориентированы либо на одно, либо на другое. Да и не секрет, что в современном российском обществе нет единой консенсусной оценки советского периода и личности основателя советского государства.

Впервые предложения по совершенствованию мемориальной экспозиции Большого дома Музея-усадьбы «Горки» прозвучали на расширенном заседании методического Совета ГИМЗ «Горки Ленинские» 15 июня 2006 года[8], когда действующим директором, Н. И. Цветоватым, а также зав. отделом Музея-усадьбы «Горки» Т. В. Шубиной было вынесено на повестку заседания предложение о восстановлении интерьеров Большого дома на 25 сентября 1918 года, т.е. на момент первого приезда В.И. Ленина в Горки. Главным обоснованием данного решения было то, что «экспозиция, созданная еще в 1949 г, выражает идеологию советского периода, а в настоящее время поменялись и менталитет, и идеология государства»[9]. Было подчеркнуто, что «Предложения» рассчитаны на перспективу, но проводить изменения необходимо и начинать реэкспозицию «надо уже сейчас».

Мнения присутствующих на обсуждении разделились, многие члены Совета голосовали «против», аргументируя свою позицию тем, что предлагается «полностью заменить старый музей и создать новый, но какой? Мебели! Художественно-бытовой»[10]. Выдвигались мнения, что Ленина изгоняют из усадьбы и рассказ о нем в другой обстановке невозможен.

Тем не менее, долгий поиск ответов на эти вопросы, как можно убедиться, в течении почти десяти лет, все же привел к мысли о создании историко-бытовой экспозиции, воссоздающей облик усадьбы Горки летом 1918 года. С одной стороны, в этот период национализированная усадьба сохраняла вид, которой ей придали архитекторы Ф. О. Шехтель и Ф. Н. Кольбе по заказу Зинаиды Морозовой-Рейнбот, с другой стороны, именно такой усадьбу впервые увидела семья Ульяновых. Удачно вписывается в данную концепцию и тот факт, что до 1924 года изменения в интерьерах Большого дома и Северного флигеля были минимальны.

Для группы специалистов, работавших под руководством регионального архитектора Министерства культуры Московской области, эксперта Государственной историко-культурной экспертизы М. Ю. Горячевой и заведующей Музеем-усадьбой «Горки» Т. В. Шубиной, основной задачей стало не только воссоздание первоначального облика объекта и интерьеров здания, при максимальном сохранении подлинных конструкций и элементов, но и восстановление внутренней атмосферы русского дворянского дома периода индустриальной эпохи[11].

Было несколько проблемных экспозиционных зон: условные «Столовая комната Ульяновых» (2 этаж, сейчас – «Диванная комната»), «Парадная гостиная» (1 этаж) и бывшая «Траурная комната» (2 этаж, Семейная гостиная). Остановимся на них подробнее.

Условная «Столовая семьи Ульяновых» – одна из немногих интерьерных зон в экспозиции 1940–1980-х гг., которая находилась на втором этаже Большого дома. У современных специалистов и посетителей сомнение вызывало такое расположение обеденной комнаты. Ведь это противоречило логике и правилам построения господского дома в усадебной архитектуре: подобные парадные комнаты, как правило, размещались на первом этаже. К тому же, на сохранившихся дореволюционных фотографиях данного помещения были видны интерьеры, характерные для т. н. диванных или «мужских» гостиных комнат (рис. 7).

 

Рис. 7. Большой дом в усадьбе Горки. Диванная комната («Мужская» гостиная). Фото: Неизвестный автор; источник (место хранения): Музей-заповедник «Горки Ленинские». 1910-е гг.

 

Следует подчеркнуть, что фотографии имения, сделанные по заказу Зинаиды Григорьевны, значительно помогли при восстановлении усадебных интерьеров в 2015 году. Также специалисты опирались на воспоминания членов семьи Ульяновых, которые они оставили при жизни. Было принято решение – вернуть столовую на ее прежнее место, т. е. на первый этаж. Таким образом, была восстановлена не только «Диванная комната» в личных покоях хозяев усадьбы, но и несказанно преобразилась бывшая «комната врачей». И, самое главное, обзор Большого дома усадьбы более не начинается с рассказа о болезни Ленина. Теперь начало экскурсии вводит посетителя в усадебную тематику, рассказывает о традициях усадебного обеда. Без сомнения, сейчас столовая комната – одна из «жемчужин» усадебного комплекса (рис. 8).

 

Рис. 8. Музей-усадьба «Горки». Парадная столовая. Фото: Е. А. Снеговская; источник (место хранения): личный архив автора. 2020 г.

 

В процессе реставрационных работ свой первозданный вид получил и Зимний сад («Парадная гостиная»). На фотографии 1910‑х годов мы видим великолепную Парадную гостиную – таким же помещение видят посетители музея в наши дни, и таким оно должно оставаться для будущих поколений (рис. 9–10). Никакие политические и технологические изменения, на наш взгляд, больше не должны влиять на уникальный памятник культуры.

 

 

Рис. 9. Большой дом в усадьбе Горки. Парадная гостиная. Фото: Неизвестный автор; источник (место хранения): Музей-заповедник «Горки Ленинские». 1910-е гг.

 

 

Рис. 10. Музей-усадьба «Горки». Парадная гостиная. Фото: Е. А. Снеговская; источник (место хранения): личный архив автора. 2020 г.

 

Подобное возрождение ожидало и бывшую «Траурную комнату» («Семейную гостиную»), в которой уже к 2006 году были произведены некоторые изменения, однако она всё еще смотрелась архаично и «вызывала множество нареканий со сторон посетителей»[12].

В результате проведенных исследовательских работ, в интерьер восстановленной «Семейной гостиной» органично вписались произведения декоративно-прикладного искусства, живопись, мебельный гарнитур из волнистой березы (рис. 11). Противоречия у сотрудников вызывала тумба с посмертной маской и венками, размещенная в центре зала в память о том, что именно здесь проходило прощание с основателем советского государства. Но время берет свое. В соответствии с новой концепцией посмертная маска переместилась в личную комнату В. И. Ленина, обстановка которой отражает последний год его жизни и всецело связана с темой болезни и смерти. Венки убрали в фондовое хранилище, используя теперь лишь для выставочной деятельности, что стало правильным решением для лучшей сохранности мемориальных предметов.

Современное экспозиционное решение не подчинено одной, пускай и очень важной теме; здесь не противоречат друг другу разные исторические эпохи. Подтверждение этому – экспозиция личной комнаты основателя советского государства в Большом доме (2 этаж), где было решено оставить мемориальную обстановку 1924 года (рис. 12). Именно Ленин сохранил усадьбу; коллектив музея в память об этой великой, пусть и противоречивой личности, не внес в его покои никаких изменений. За одним исключением – перемещенной в комнату посмертной маски, о чем шла речь выше. Отметим, что до сих пор сотрудники музея разрабатывают более удачные варианты ее экспонирования. Всё-таки у многих посетителей она вызывает чувство неловкости и ощущение, образно говоря, «покойника в доме».

 

 

Рис. 11. Музей-усадьба «Горки». Мемориальная комната В. И. Ленина. Фото: Е. А. Снеговская; источник (место хранения): личный архив автора. 2020 г.

 

Смена экспозиционной концепции актуализировала проблему малой изученности усадебной коллекции. В наши дни коллективом ведется большая работа по атрибуции и дальнейшему исследованию фондового собрания. К счастью, происходит всё больше открытий в этой области, и они подчеркивают уникальность предметов, долгие годы считавшихся пережитком буржуазного прошлого.

В частности, сравнительно недавно удалось установить подлинность работы великого художника И. И. Левитана «Дорога к церкви» (1890-е гг.) (рис. 13). Это – не единственное живописное полотно из коллекции, прошедшее экспертизу. В целом, живописное собрание усадьбы Горки, да и не только оно, таит еще немало сюрпризов.

Также после проведенных научных исследований удалось выяснить историю появления пианино «Crown» и стереоскопа Ришара в коллекции Зинаиды Григорьевны Морозовой-Рейнбот[13].


Рис. 13. И.И. Левитан «Дорога к церкви». Собрание Музея-заповедника «Горки Ленинские». ГМЗГЛ 4600/1-2. Изображение предоставлено Е. А. Снеговской

 

Безусловно, новый подход к экспозиции позволил удовлетворить запросы посетителей, нацеленных на знакомство как с уникальным историко-культурным усадебным комплексом, так и с ленинской тематикой. Появилась возможность представить в рамках музея новые тематические блоки и более полно актуализировать сохраняемое музеем-заповедником культурное наследие. Но самое главное, обновленная экспозиция стала основой и центром нового музейного бренда «Усадьба сквозь века», где главным объектом притяжения является уникальный памятник истории и культуры – усадьба Горки. Разумеется, в тесной связи с судьбами людей, проживавших в ней, но бывших только частью ее многовековой истории. Сегодня усадебный комплекс – наиболее популярный объект музея-заповедника. На наш взгляд, проект «Усадьба сквозь века» – удачный вариант ребрендинга одного из наиболее идеологизированных музеев Советского Союза.

 

 

Рис. 14. Музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле». Фото: Е. А. Снеговская; источник (место хранения): личный архив автора. 2020 г.

 

Следующий экспозиционный объект музея-заповедника, переживший значительную трансформацию и актуализацию, – Музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле» (рис. 14). Открытый в 1955 году в здании Сенатского корпуса (г. Москва), он также в советское время был одним из ключевых идеологических музеев, связанных с пологетикой вождя мирового пролетариата.

Напомним, что в 1994 году, в связи с проходившей реставрацией Московского Кремля, данный музей «переехал» в Горки Ленинские. На новом месте он принял своих первых посетителей в 1995 г., однако не все экспонаты получили место в искусственном экспозиционном пространстве. Некоторые из них смогли вернуться из запасников только после проведенного в 2017–2018 годах капитального ремонта здания. Например, был восстановлен «Малый Кремлевский коммутатор». Кроме того, путем некоторой перепланировки, удалось расширить возможности знакомства посетителей с жизнью и наследием Н. К. Крупской и М. И. Ульяновой. Появившаяся «Музыкальная гостиная» раскрывает духовную сторону жизни Ульяновых, ранее находившуюся в тени их образа «железных» революционеров.

Заметим, что работа по совершенствованию экспозиции еще не завершена, но уже сейчас можно констатировать: Музей «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле» ушел от прежнего агитационного и апологетического образа деятельности. Сохранив в неприкосновенности свою базовую тематику, он расширил возможности и формы ее восприятия современным посетителям. Сейчас это историко-бытовой и просветительский музей, выставки и экспозиция которого ориентированы на непредвзятый рассказ о личности Ленина, о государственном управлении в советский период. Здесь члены семьи Ульяновых представлены как представители российской разночинной культуры, вопреки многолетнему сложившемуся восприятию этих людей, исключительно, с «революционной» стороны.

Перейдем к следующему экспозиционному объекту, ребрендинг которого является одним из главных вызовов для Музея-заповедника «Горки Ленинские». Это – Научно-культурный центр «Музей В. И. Ленина» (НКЦ). Встретив своих первых посетителей в 1987 году, в 70-ю годовщину Октябрьской революции и накануне глобальных изменений политического устройства государства, музей был обречен стать лебединой песней советской монументальной пропаганды и, в то же время, одним из высочайших достижений агитационных форм искусства в советской музейно-экспозиционной сфере.

Музей планировалось посвятить жизни и деятельности Ленина в послеоктябрьский период. Несмотря на это, в архитектуре НКЦ доминирует тема смерти и вечности. Эта тема оказалась созвучной закату советской империи, распавшейся на независимые государства через четыре года после открытия музея. Смена общественных идеалов повлекла за собой резкое снижение интереса к идеологическим советским музеям, и, естественно, их закрытию или перепрофилированию. Тем не менее, этой судьбы «Музей В. И. Ленина» избежал. Сегодня, на наш взгляд, такой грандиозный проект, помещенный в соответствующий культурный контекст, находит своего посетителя.

Необычная архитектура здания НКЦ и соответствующее ландшафтное окружение призваны оказывать сильное эмоциональное воздействие на зрителя. Академик архитектуры Л. Н. Павлов, который работал над проектом музея, символично называл плод своего труда «Мой Парфенон», подчеркивая величие данного проекта. На реализацию задуманного не жалели ни средств, ни сил, несмотря на постепенно нарастающие кризисные явления в экономике. Согласно пропагандисткой направленности деятельности ЦМЛ, экспозиция нового музея в Горках должна была рассказывать о выдающемся вкладе Ленина и коммунистической партии в мировую историю. Этот стандартный подход к созданию идеологического мемориала был воплощен в Горках средствами, которые сильно отличались от приемов, используемых в множестве других музеев Советского Союза с похожей тематикой.

Специалисты отмечают, что художественное проектирование музейных экспозиций в 1960–1980-е гг. представляло собой особую творческую деятельность, в которой соединялись новейшие достижения науки и техники, собственно дизайнерские разработки, традиционное художественное творчество[14]. Привлеченные для создания экспозиции и разработки внутренних интерьеров В. Л. Ривин, В. И. Коротков, создатели самой яркой и эффективной творческой мастерской музейного проектирования   ленинградского Комбината живописно-оформительского искусства (КЖОИ), оказались на высоте стоявшей перед ними задачи, применив в Горках самые современные технологии в области экспозиционного оборудования.

Данный момент – наиболее важный в процессе ребрендинга музейного объекта. Обращаясь не к рассудку, а к чувствам человека, здесь впервые в российской и мировой музейной практике применялись аудиовизуальные идейно-эмоциональные центры («кубы») (рис. 15). Процесс их создания оказался не так прост, поэтому на нем следует остановиться подробнее[15].

 

Рис. 15. Аудиовизуальные комплексы («кубы»). НКЦ «Музей В. И. Ленина» в Музее-заповеднике «Горки Ленинские». Фото: С. В. Мерзлякова; источник (место хранения): Музей-заповедник «Горки Ленинские». 2020 г.

О. С. Кривошеина, директор Центрального музея В. И. Ленина, отмечала: «Когда проект был составлен, размещены заказы, появились определенные сложности с техническими средствами пропаганды. В серийном производстве их не оказалось. Мы собрались с оборонным отделом[16] в Центральном музее Ленина, были приглашены представители, консультанты из ряда министерств, которые могли подсказать более реально, что делать. Эти консультации свелись к тому, что целесообразно приобрести технические средства за рубежом»[17]. В итоге, аудиовизуальная, светотехническая аппаратура и системы программного управления были закуплены согласно контракту, подписанному в феврале 1987 года, у английской фирмы «Электросоник». Управляется мультимедийная система компьютером Apple II, приобретенным в составе комплексного оборудования этой фирмы[18].

Также интересно, что при создании экспозиции прослеживались разные подходы у художников-экспозиционеров и идеологически мотивированных музейщиков. Мастера своего дела, проектировавшие «кубы», искали новые формы диалога с посетителем. Они предложили, как говорил В. Л. Ривин: «…новую систему. Здесь новизна в сгустке эмоциональности, которая в каждом зале сосредоточена в середине этого зала»[19]. Однако сотрудники музея тогда стремились, похоже, к созданию более консервативной экспозиции. В. Л. Ривин отмечал, что «постепенно научная часть, приводящая к музейному делу, пытается куб превратить в часть экспозиции, внести чисто познавательную идею и выдерживать эту идею. Полученный сценарий является практически сборником цитат В. И. Ленина на все интересующие нас темы по годам и задачам»[20]. Более того, у создателей эмоциональных центров складывалось впечатление, что часть коллег работали «с явным желанием: лучше бы их не было (этих “кубов”)»[21].

Учитывая оригинальность экспозиционного проекта, сотрудники музея-заповедника находятся сегодня в поиске пути ребрендирования данного объекта культуры[22]. Больше не существует аудитории, которую в 1980-е годы рассчитывали впечатлять нестандартной подачей советских лозунгов. Вероятно, современным посетителям этот объект будет интересен, более всего, с точки зрения «погружения» в реалии недавнего советского прошлого и, как пример оригинальных способов достижения пропагандистских целей. Кроме того, будет интересным посетителю, что современные музейно-мультимедийные технологии зарождались именно в таких проектах. Ведь, по сути, экспозиция НКЦ «Музей В.И. Ленина» в Горках, была первым отечественным мультимедийным проектом, совместившим возможности импортной электроники с уникальными отечественным технологическим оборудованием.

Вообще, многие современные посетители ищут ярких впечатлений – чего-то эксклюзивного и уникального. Этими качествами обладает аутентичный НКЦ в Горках – сохранившийся образец вершины советского агитпропа, постоянная экспозиция которого регулярно дополняется актуальными выставочными проектами, не нарушающими общей атмосферы комплекса. Пока сложно говорить о деталях, но коллектив музея видит будущее павловского «Парфенона» в преобразовании в Музей Советского вчера, Музей советской агитации и пропаганды как культурного феномена. Естественно, при максимальном сохранении аутентичных интерьеров. Подача материала под другим градусом, на наш взгляд, способна возобновить массовый интерес к столь необычному проекту.

В заключение хотелось бы отметить, что своевременное решение руководством и коллективом поставленных задач ведет к увеличению спроса на предлагаемые услуги. Об этом говорит статистика роста посетителей за последние годы и их положительные отзывы. Приезжая в Горки, многочисленные гости находят здесь что-то свое. Разнообразные выставочные проекты в полной мере раскрывают различные эпохи становления российского государства. С уходом от монобрендовости, мнение о Горках, как о месте преклонения «идеологической святыне», постепенно меняется. Появилась возможность рассматривать современный Музей-заповедник «Горки Ленинские» как «Музей, сохранивший эпохи».

Немаловажным является тот факт, что руководство музея активно поддерживает стремление сотрудников к изучению и введению в оборот новых свидетельств различных периодов истории. Конечно, пребывание здесь В. И. Ленина было важной, но далеко не единственной частью многовековой истории культурного ландшафта, обладающего удивительной судьбой.

Список литературы:

1. Веселицкий, О. В. Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1960-1980-е гг. Комбинат живописно-оформительского искусства (КЖОИ) / О. В. Веселицкий // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3 (16). С. 178–180.

2. Власов, Б. В. Живая история: пианино «Crown» из коллекции Музея-усадьбы «Горки» / Б. В. Власов // Музейный сборник (вып. № 17): сб. науч. тр. / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские» [под ред. Власова Б. В., Зотовой Т. А.]. М.: Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; ООО «Типография печатных Дел Мастер», 2021. С. 94–109.

3. Власов, Б. В. «Трудное» наследие: пути актуализации уникальной идеологической экспозиции в современной экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской деятельности музея / Б. В. Власов, Т. А. Зотова // Современная история России в музейной практике. Декабрьские научные чтения: Сборник статей конференции, Москва, 16–17 декабря 2019 года. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России», 2020. С. 97–110.

4. Гуцалов, А. А. Культурный бренд и брендинг территории / А. А. Гуцалов // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 86–92.

5. Калякина, А. В. Новая модель ленинского музея на примере Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» / А. В. Калякина // Музейный сборник. Вып. №7. М.: Гос. истор. заповедник «Горки Ленинские», 2002. С. 7–19.

6. Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; (авторский коллектив); Горки Ленинские: Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские», 2019. 143 с.

7. Ленинский сборник. Т. XXXVII. М: Изд-во политической литературы, 1970. 399 с.

8. Музей и время. Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»: вехи истории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в документах и фотографиях: к 70-летию решения о создании Дома-музея В. И. Ленина в Горках и 60-летию его открытия для массового посещения / [авт.-сост. Г. А. Наумова, Е. Н. Савинова, Т. В. Шубина]. М.: [б. и.], 2009. 224 с.

9. Протокол расширенного заседания методического Совета ГИМЗ «Горки Ленинские» от 15.06.2006. [Неопубликованный источник]. Место хранения: Музей-заповедник «Горки Ленинские», Научно-просветительский отдел.

10. Снеговская, Е. А. Актуальное прошлое: стереоскоп из коллекции Музея-усадьбы «Горки» / Е. А. Снеговская // Музейный сборник (вып. № 17): сб. науч. тр. / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские» [под ред. Власова Б. В., Зотовой Т. А.]. М.: Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; ООО «Типография печатных Дел Мастер», 2021. С. 110–125.

11. Стенограмма совещания в Центральном музее В. И. Ленина по вопросу создания эмоциональных центров («кубов») экспозиционного здания заповедника «Горки Ленинские» // РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 2. Д. 103. Л. 6, 17-а, 26.

12. Цветоватый, Н. И. «Горки Ленинские» сегодня // Вестник Музея-мемориала В. И. Ленина. Вып. № 6. 2003. С. 126–130.

 




[1] Гуцалов А. А. Культурный бренд и брендинг территории // Культурное наследие России. 2018. № 3. С. 86–92.


[2] Методологический принцип в советских общественных науках. В соответствии с марксистско-ленинским учением, науки об обществе носят классовый характер, и, соответственно, выражают интересы тех или иных социальных групп.


[3] Ленинский сборник. Т. XXXVII. М: Изд-во политической литературы, 1970. С. 357.

 


[4] Цветоватый Н. И. «Горки Ленинские» сегодня // Вестник Музея-мемориала В. И. Ленина. Вып. № 6. 2003. С. 126–130.


[5] Подробнее см. ниже.


[6] Музей и время. Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские»: вехи истории Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские» в документах и фотографиях: к 70-летию решения о создании Дома-музея В. И. Ленина в Горках и 60-летию его открытия для массового посещения / [авт.-сост. Г. А. Наумова, Е. Н. Савинова, Т. В. Шубина]. М.: [б. и.], 2009. С. 115–133.


[7] Калякина А. В. Новая модель ленинского музея на примере Государственного исторического заповедника «Горки Ленинские» // Музейный сборник. Вып. №7. М.: Гос. истор. заповедник «Горки Ленинские», 2002. С. 7–19.


[8] Протокол расширенного заседания методического Совета ГИМЗ «Горки Ленинские» от 15.06.2006. [Неопубликованный источник]. Место хранения: Место хранения: ФГБУК «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские», Научно-справочная библиотека, фонд научно-методической документации».


[9] Там же.


[10] Там же.


[11] Концепция развития Федерального государственного бюджетного учреждения культуры «Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» до 2025 года / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; (авторский коллектив); Горки Ленинские: Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские», 2019. С. 25.


[12] Протокол расширенного заседания методического Совета ГИМЗ «Горки Ленинские» от 15.06.2006 г.


[13] Подробнее см.: Власов Б. В. Живая история: пианино «Crown» из коллекции Музея-усадьбы «Горки» // Музейный сборник (вып. № 17): сб. науч. тр. / Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские» [под ред. Власова Б. В., Зотовой Т. А.]. М.: Гос. истор. музей-заповедник «Горки Ленинские»; ООО «Типография печатных Дел Мастер», 2021. С. 94–109; Снеговская Е. А. Актуальное прошлое: стереоскоп из коллекции Музея-усадьбы «Горки» // Там же. С. 110–125.


[14] Веселицкий О. В. Особенности художественного проектирования музейных экспозиций в Ленинграде в 1960-1980-е гг. Комбинат живописно-оформительского искусства (КЖОИ) // Общество. Среда. Развитие. 2010. № 3 (16). С. 178–180.


[15] Авторы статьи хотели бы выразить особую благодарность начальнику научно-просветительского отдела музея-заповедника С. В. Генераловой, много и плодотворно работавшей в фондах РГАСПИ и предоставившей для данной публикации материалы о формировании экспозиции «Музей В. И. Ленина» в 1980-е годы.


[16] Имеется в виду Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, хотя проект музея в Горках курировало другое подразделение – Отдел науки и учебных заведений ЦК КПСС.


[17] Стенограмма совещания в Центральном музее В. И. Ленина по вопросу создания эмоциональных центров («кубов») экспозиционного здания заповедника «Горки Ленинские» // РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 2. Д. 103. Л. 6.


[18] Власов Б. В., Зотова Т. А. «Трудное» наследие: пути актуализации уникальной идеологической экспозиции в современной экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской деятельности музея // Современная история России в музейной практике. Декабрьские научные чтения: Сборник статей конференции, Москва, 16–17 декабря 2019 года. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный центральный музей современной истории России», 2020. С. 97–110.


[19] Стенограмма совещания в Центральном музее В. И. Ленина по вопросу создания эмоциональных центров («кубов») экспозиционного здания заповедника «Горки Ленинские» // РГАСПИ. Ф. 624. Оп. 2. Д. 103. Л. 16.


[20] Там же. Л. 26.


[21] Там же. Л. 17-а.


[22] Подробнее см.: Власов Б. В., Зотова Т. А. «Трудное» наследие: пути актуализации уникальной идеологической экспозиции в современной экспозиционно-выставочной и культурно-просветительской деятельности музея.



<< Возврат к списку