Авторы:
Власов Борис Вячеславович,
заместитель директора по научной работе
Снеговская Евгения Алексеевна,
главный научный сотрудник
История двух предметов из собрания
Музея-усадьбы "Горки"
Усадьба Горки – единственное русское имение, выстроенное в неоклассическом стиле, которое после революции и национализации сохранило подлинность интерьеров и архитектуры усадебного комплекса. Для Горок сложилась благоприятная ситуация, поскольку усадьба была выбрана в качестве места отдыха, а позже - постоянного проживания главы советского государства Владимира Ильича Ленина. Коллекция практически не пострадала от разграбления, а постройки – от разрушений.
Сегодня усадьба Горки является основным объектом показа, жемчужиной Музея-заповедника «Горки Ленинские». Богатое фондовое собрание музея вызывает интерес у специалистов в области искусствоведения, живописи, архитектуры, истории усадебной культуры. Многие из них утверждают, что усадьба сохранила образ поместья нарождавшейся русской буржуазии, создающей свою культуру и художественную среду в новом индустриальном обществе[1].
Загородная резиденция председателя Совета Народных Комиссаров (советского правительства) до революции принадлежала Зинаиде Григорьевне Морозовой-Рейнбот, богатейшей женщине императорской России, вдове промышленника Саввы Морозова и супруге Анатолия Рейнбота, бывшего Московским градоначальником в 1906-1907 годах.
Накануне глобальных изменений в жизни Российской империи архитектор Ф. О. Шехтель по просьбе землевладелицы создает в Горках образец загородного поместья, в котором совмещены технические новшества с великолепными произведениями искусства[2].
Сохраняя традиции прошлого, желая создать в Горках «родовое гнездо», Зинаида Григорьевна перевозила многие предметы быта, шедевры декоративно-прикладного искусства и просто дорогие сердцу элементы декора из принадлежавших ей ранее поместий и особняков, наполняя усадьбу вещами разных периодов. В то же время, будучи человеком прогрессивным, Морозова умело сочетала их с современными новинками бытового назначения, которые были доступны состоятельным людям на российском и европейском рынках в начале XX века.
К сожалению, долгие годы коллекция оставалась малоизученной. В советский период музей имел идеологическую направленность, и предметы дореволюционного быта неизбежно рассматривались как пережиток буржуазного прошлого. В силу этого, многие шедевры декоративно-прикладного искусства были скрыты от глаз посетителей. Экспонатам, не связанным с жизнью и деятельностью Ленина, уделяли незаслуженно мало внимания.
Сегодня сотрудники музея-заповедника пытаются заполнить «пробелы» в знаниях о коллекции и представить посетителю богатство отечественной и мировой культуры через призму уникального музейного собрания Горок. В этой статье нам хотелось бы поделится новыми данными, полученными в результате последних исследований.
Внимание посетителей привлекает интереснейший атрибут аристократического быта Российской империи – стереоскоп или таксифот, представленный в экспозиции Семейной гостиной Большого дома усадьбы. Стереоскоп (греч., от stereos - твердый, плотный, и skopeo - смотрю) – это оптический прибор, с помощью которого предмет, изображенный на двух рисунках или фотографиях, сделанных с двух разных ракурсов, представляется глазам в виде одного объемного (2D) изображения[3].
Подобные аппараты были очень востребованы с середины XIX века, пик их популярности прослеживается в первом десятилетии XX века. Хотя стереоскопы принадлежат давно ушедшему времени: на смену им пришли кинематограф, радио и пр. технологии, как ни странно, в усовершенствованном виде они существуют и сейчас. Например, можно провести аналогию между старинным прибором и современными очками Gear VR, которыми увлечены многие молодые люди нашего времени. К тому же некоторые модели стереоскопа и внешне очень похожи на «модные» очки виртуальной реальности.
Качественные объемные изображения за последнее десятилетие плотно вошли в нашу жизнь и стали неотъемлемой ее частью. Многие искренне уверены, что 3D изображение появилось благодаря развитию цифровых технологий в недавнем прошлом. Однако основа стереоизображения была описана еще в 1611 году физиком-оптиком Иоганном Кеплером из Германии[4]. Принципы объемного восприятия изображения он изложил в своем труде «Диоптрика». Правда, до появления стереокартинки в те далекие времена было еще далеко.
Прототип стереоскопа изобрел Чарльз Уитстон в 1830-х годах. Его прибор был основан на просмотре половин стереопары через зеркала, расположенные перед глазами наблюдателя под углом 45°. Настоящий стереоскоп или «таксифот» – то есть устройство, оснащенное двумя объективами, было представлено публике в 1849 году шотландским ученым Давидом Брюстером, изобретателем калейдоскопа. Считается, что устройство Брюстера обеспечивало максимально комфортное наблюдение без напряжения глаз. Позже аппараты усовершенствовались и другими мастерами.
Изначально изобретение было связано с возвышенными целями: фотоматериалы были призваны стать наглядным пособием для ученых-медиков, географов, астрономов и т.д. Исследователи получали возможность увидеть собственными глазами те объекты, которые раньше казались абстрактными. К примеру, приливы и отливы получили вполне реальные формы, а изучением лунных фаз астроном мог заниматься, не выходя из своего кабинета.
Однако техническое открытие стало коммерчески успешным делом. Появилось новомодное увлечение – просмотр объемных фотографий.
С 80-х годов XIX столетия стереоскоп стал обычным бытовым предметом во многих аристократических домах[5]. «Живые» (объемные) семейные фотографии пришли на смену стандартным кабинетным портретам.
Увлекались подобными снимками и дореволюционные владельцы усадьбы Горки, семья Герасимовых. Они владели имением в 1900 – 1909 годах. В их коллекции было множество фотографий, сделанных в окрестностях Горок. В настоящее время семейные архивные диапозитивы Герасимовых хранятся в фондах Государственного исторического музея (рис. 2 – 8).
Какие именно изображения предпочитали просматривать в семейном кругу Морозовых сказать сложно. Кроме того, сама история появления стереоскопа в усадебной коллекции до конца не изучена. В данной статье мы хотели бы рассказать о новых сведениях, которые недавно удалось выявить.
На лицевой стороне аппарата располагается табличка с клеймом Торгового дома «Ф. Иохимъ и Ko». Компания была основана в 1860 году и являлась поставщиком Двора Его Императорского Величества. Товарищество на паях имело склады фотографических принадлежностей в Санкт-Петербурге (Невский проспект, дом №3) и в Москве (Софийка, угол Рождественки, дом №5)[6].
Рис. 1. Ф. Иохимъ и Ко. Дополнение к прейскуранту 1908/1909 г. Изображение заимствовано из общедоступных ресурсов интернета
«Иохимъ и Ко» вела не только обширную торговлю фотоаппаратами и принадлежностями в обеих столицах, но и продавала аппараты, изготовленные ведущими фирмами Германии, Франции и Англии под собственным брендом. Также, фирма была единственным представителем для всей России всемирно известной фабрики пластинок и бумаг Ильфорд (Лондон).
У ведущих компаний того времени сложилась традиция – издание целого ряда печатной продукции, в которой содержалась информация о ценах, новинках на рынке, а также правила эксплуатации того или иного продукта, продаваемого фирмой. Нам улыбнулась удача: удалось найти «Дополнение к прейскуранту», изданное Торговым домом «Ф. Иохимъ и Ko» в 1914 году и содержащее актуальную информацию об изменении цен на привычную продукцию и рекламу новинок продажи.
Наибольший интерес в контексте нашего исследования представляет статья, находящаяся на странице 133 и посвященная усовершенствованной модели таксифота Ришара (рис. 20). Аппарат стал удачным изобретением известнейшего европейского производителя. Особо привлекает внимание опубликованное в каталоге изображение этой новинки 1908 – 1909 годов, имеющей большое внешнее сходство со стереоскопом из Семейной гостиной Горок.
Рис. 2. Стереоскоп. Музей-усадьба «Горки». Современное фото. Изображение предоставлено автором
Рис. 3. Реклама «Таксифота» Ришара. Ф. Иохимъ и Ко. Дополнение к прейскуранту 1908/1909 г. Современное фото. Изображение предоставлено автором
Как и в рекламной заметке, наш стереоскоп имеет три нижних выдвижных ящика для хранения диапозитивов, а передняя и верхняя часть прибора открываются для смены стереофотографий.
В «Дополнении к прейскуранту» говорится: «Новая модель «Таксифота» отличается главным образом тем, что оправа, к которой укреплены окуляры, а также производится изменение расстояния между центрами окуляров, сделана из металла»[7]. Подобную конструкцию имеет и сохранившийся в Горках стереоскоп: на передней части прибора имеется металлическая оправа и деревянный механизм с металлическим рычагом, при помощи которого можно регулировать расстояние между окулярами. «Разъезжаясь» в разные стороны, они делают просмотр удобным для любого зрителя – как для ребенка, так и для взрослого. В собранном положении размер оптической модели составляет 45 * 107 мм, то есть соответствует цифрам, заявленным в рекламной заметке о стереоскопе Ришара.
Также автор рекламы обращает внимание покупателей на то, что «этот «Таксифот» представляет собою модель, к которой применены отдельные, легко меняющиеся, окуляры с коротким и обыкновенным фокусом для рассматривания отдельных диапозитивов и с оборачивающимися призмами, для рассматривания автохромных диапозитивов без разряжения пластин»[8].
Стоит отметить, что сохранилось немного информации о подобных приспособлениях, и ее поиск требует продолжительного времени. Занимаясь сравнением коллекционного стереоскопа с его вероятным описанием из «Дополнения к прейскуранту», мы не раз сталкивались с трудностями в определении функциональных назначений подвижных деталей на корпусе прибора.
На фасаде стереоскопа, под табличкой Торгового дома, располагается инструкция на французском языке. Удалось выяснить, что путем вращения рычагов, находящихся справа и слева от окуляров, происходит увеличение и уменьшение изображения, при этом, линзы выдвигаются и задвигаются внутрь стереоскопа. Данная функция обнаруживается и в рекламной заметке: «эта модель для увеличения, причем переход с малого на большое увеличение производится простым нажатием на рычаг, находящийся с правой стороны «Таксифота»[9]. Таким же образом линзы можно достать и заменить на другие – например, на те, которые демонстрируются покупателям в «Дополнении к прейскуранту» 1908/1909 годов.
В Торговом доме «Ф. Иохимъ и Ко» в 1908 – 1909 годах данный стереоскоп стоил 171 рубль, цена таксифота с тремя парами окуляров в отдельном футляре составляла 250 рублей. Для сравнения: хорошая рабочая лошадь стоила в тот период в России около 150 – 180 рублей. То есть – «новомодная игрушка» была доступна далеко не каждому покупателю.
В дополнении к прейскуранту сообщается, что этот таксифот был новинкой в 1908-1909 годах, и Жюль Ришар стал первым на рынке, кто внедрил современные технологии в аппараты просмотра стереоизображений. Остановимся на этом моменте подробнее.
Французский промышленник Жюль Ришар начал свой «трудовой путь» в 1863 году, в 15 лет, подмастерьем у часовщика. Уже с 1871 года он возглавил семейный бизнес по производству фотокамер и точных приборов. Известно, что большим спросом пользовался запатентованный им новый вид барометра.
Однако самым удачным его изобретением стала стереоскопическая фотокамера – Verascope. До этого, чтобы сделать объемный снимок, приходилось перемещаться с тяжелой и сложной в эксплуатации техникой. Камера Ришара была небольшого формата (6 х 13 см и 45 х 107 мм) и стала настоящим открытием в фотоделе.
Камера быстро стала популярной, тем более что компания Ришара также предоставляла пользователям все необходимые аксессуары для удовлетворения потребностей энтузиастов стереоскопической фотосъемки. Он и сам был отличным фотографом: опубликовал много фотопластин, сделанных на полях сражений Первой мировой войны.
Рис. 4. Рекламный лист Société Jules Richard. 1928 г. Изображение заимствовано из общедоступных ресурсов интернета
В течение полувека Жюль Ришар являлся одним из самых видных французских специалистов в области стереоскопической фотографии, стоял в одном ряду с изобретателем и основателем компании Eastman Kodak Джорджем Истманом[10].
Увлекаясь современными достижениями в области науки и техники, Зинаида Григорьевна Морозова-Рейнбот обустраивала имение в Горках, приобретенное в 1909 году, согласно последним новшествам, доступным на рынке[11]. Этот период совпадает с производством «новомодного» прибора Ришара во Франции, и можно с большой долей вероятности предположить, что стереоскоп Морозова купила в России через Торговый дом «Ф. Иохимъ и Ко» специально для усадьбы Горки.
Внимание многих наших посетителей привлекает необычное пианино, находящееся в Зимнем саду усадьбы «Горки». В ходе исследования истории появления этого немаловажного экспоната коллекции современных бытовых вещей начала XX века, удалось установить, что это уникальное пианино американского производства, тоже было приобретено для интерьеров загородного поместья, реконструированных Шехтелем.
Музыкальный инструмент особенно интересен тем, кто хоть немного знаком с музыкальной культурой. Дело в том, что на пианино установлены четыре педали, а не привычные две или три.
Рис. 5. Пианино Crown в парадной гостиной Большого дома усадьбы Горки. Современное фото. Изображение предоставлено автором
Четыре педали - достаточно редкое явление. Встречается информация, что четвертая педаль «появилась» на европейских инструментах приблизительно в 40-х годах XIX века. Вариаций ее назначения было несколько, чаще всего педаль использовалась для включения механизма приглушения звука. Кто-то считает, что это было необходимо для особых техник игры. Другие исследователи убеждены, что более тихий звук «домашних» фортепиано давал возможность пианисту совершенствовать мастерство, не мешая остальным обитателям дома. Иногда встречались модели, на которых совсем отключался звук, позволяя только «разрабатывать» пальцы.
Но оказалось, что эта история не имеет к нашему пианино никакого отношения. На инструменте есть фирменный товарный знак изготовителя: «Crown» Piano/Geo P. Bent/ Established 1870/ Chicago USA (Пианино «Crown» фирмы Джо (Джорджа) П. Бента, основанной в 1870 году в Чикаго, США). В центре надписи расположен своеобразный «гарантийный талон», удостоверяющий посредством факсимиле Джо Бента десятилетнюю гарантию на инструмент.
Следует отметить, что американская школа изготовления музыкальных инструментов вообще, и фортепиано, в частности, – особая страница в истории культуры. Когда в конце XVIII – начале XIX веков в Новый Свет стали эмигрировать мастера-краснодеревщики, в том числе производители музыкальных инструментов, они столкнулись с интересной особенностью. К этому времени на территории старой Европы многие леса были вырублены в «промышленную революцию» или их ареал сильно сократился. На просторах Америки их глазам предстали замечательные нетронутые леса американской сосны, клена, секвойи и других пород. И выяснилось, что музыкальные инструменты, изготовленные из этих материалов, зачастую обладают исключительно хорошим, оригинальным звучанием. Это обстоятельство, наряду с ростом профессионализма производителей, способствовало постепенному распространению славы американских мастеров не только на родине, но и за рубежами Америки.
Одним из самых известных и уважаемых производителей фортепиано в Америке в конце XIX века был Джордж Пейн Бент (George Payne Bent)[12]. История его жизни, по сути представляет собой яркий пример осуществившейся «американской мечты». Он родился 16 июня 1854 года в небогатой семье, в маленьком городке Восточный Данди штата Иллинойс. Отец Джорджа, Реверенд Бент, был судьей и протестантским пастором в своем округе Кейн. Мать, Мэри Присцилла, занималась домашним хозяйством. В семье было пять детей, двое из которых не дожили и до двух лет.
Джордж был первенцем Реверенда и Мэри Бент, родившимся в первый год после их свадьбы. В 1870 году, шестнадцати лет от роду, он уехал в Чикаго и начал самостоятельную жизнь. Следует отметить, что вначале Бент работал батраком на ферме, и впоследствии используя 1870 год как дату основания своей фирмы, Джо скорее выдавал «желаемое за действительное». Однако вскоре он поступил помощником к Дэвиду Куку, владельцу местной мануфактуры по производству швейных машинок и сопутствующего оборудования. Дела Бента пошли весьма успешно, и в 1878 году, в неполные двадцать четыре года, он выкупил фирму у Кука.
Надо сказать, что молодой предприниматель не боялся риска – он круто поменял основной характер производства. С 1880 года Джо приступил к производству музыкальных инструментов – органов и пианино под маркой «George P. Bent / Chicago». Бент выпускал инструменты как под собственным именем, так и под торговыми марками «Crown» («Корона») и «Concord» («Гармония»)[13]. Достаточно быстро он стал известен в качестве производителя качественных фортепиано, пока традиционных, двух- и трехпедальных. Кроме того, Бент выпускал домашние органы или «органы для гостиной» (Parlor organs)[14]. Также ему удалось создать весьма успешную линейку механических пианино (пианол) под маркой «Combinola».
Через некоторое время производство в Чикаго располагалось по уже двум адресам: 245 Washington Blvd. и South Canal Street 323-333, Chicago, Il. Появляются партнерские фирмы в Нью-Йорке и других городах.
Успеху предпринимательской деятельности Джо Бента, в том числе и международной, помог удачный маркетинговый ход, поспособствовавший быстрому росту бизнеса. С 1893 года Бент стал распространять информацию и реализовывать свои инструменты через каталоги специализированной фирмы «Sears, Roebuck & Company». Интересно, что эта структура просуществовала до 2018 года («Sears Holdings») как объединение торговых сетей «Sears» и «Kmart». Также большой успех Бенту обеспечили и собственные каталоги продукции, содержательные и качественно оформленные[15].
Бент был успешен и в личной жизни. В 1877 году он женился на двадцатилетней Кларе Эймс Уингейт, которая родила ему шестерых детей.
Звездным часом марки «Crown» стали 1890-е годы. Бент создал замечательную инновацию – он разработал и внедрил инструмент с дополнительной (четвертой) педалью, обладающий возможностью имитации звука клавесина, цитры, банджо и мандолины. При этом пианино «Crown» могло использоваться и для классической техники игры, если музыкант не «включал» четвертую педаль. Данный тип инструмента получил в Америке название «Orchestral Attachmen» и «Practice Clavier»[16].
Рис. 6. Каталог пианино «Crown» с четырьмя педалями. Antique Piano Shop
Именно это изобретение сделало «Crown Company» одной из самых известных фирм-производителей музыкальных инструментов своего времени. Популярности «Crown» способствовал бурный экономический рост в Америке 1890-х годов, восстановившейся после гражданской войны 1861-65 годов. Повышение уровня жизни формирует новые социальные запросы, в том числе и в сфере культуры, и многие известные (и не очень) исполнители начали активно гастролировать по территории огромных США. Им очень подошел новый «Crown» с четырьмя педалями, дающий такие широкие возможности для разных исполнительских техник. Да и транспортировать одно пианино было легче и дешевле, чем пять различных инструментов.
Слава четырехпедального пианино (или Большого оркестрового пианино) распространилась далеко за пределами Америки. Бент удачно дополняет каталоги своей продукции изображениями, иллюстрирующими новые возможности его инструментов.
В конце второго десятилетия XX века интерес к подобным пианино начинает угасать, и сейчас они встречаются весьма редко. Однако, несмотря на это, успех не покидал Джо Бента и «Crown». Открывались новые фабрики и торговые залы, расширялся рынок традиционных музыкальных инструментов. Бент стал членом престижных ассоциаций производителей музыкальных инструментов, знакомился с известными музыкантами и влиятельными людьми, много путешествовал по Америке и Европе.
Сам Джо Бент к началу второго десятилетия ХХ века постепенно отходит от прямого руководства бизнесом, но сохраняет влиятельную позицию Президента фирмы. Фирма меняет официальное название на «Geo. P. Bent /Co/ Chicago» (хотя старое название использовалось наряду с этим), руководят ею сыновья Бента – Чарльз (вице-президент) и Джордж (руководитель отдела продаж). Они производили фортепиано и органы до 1929 года, до эпохи «Великой депрессии», когда были вынуждены прекратить бизнес. Но и потом, до 1940 года, инструменты под маркой «Crown» производились «Winter & Company, New York City»[17].
Отойдя от дел, Джо Бент попробовал себя в литературе и написал несколько произведений. Определенный успех снискала его автобиографическая книга «Tales of Travel, Life and Love» («Рассказы о путешествиях, жизни и любви»), в которой он подробно и интересно рассказывает историю своей семьи и бизнеса, и, в целом, дает яркое описание нравов Америки рубежа XIX-ХХ столетий. Несколько скандальной, но не менее успешной стала книга «A pioneer's historical sketches: four score and more years of American history in the making» (приблизительно: «Исторические скетчи «первопроходца»: четыре и более десятка лет американской истории в становлении»). В ней автор не без юмора изложил свою биографию, иронически вспоминал встречи с некоторыми уважаемыми американцами. Разумеется, такой подход понравился не всем. Насколько можно понять, Джо Бент также пробовал себя в качестве независимого политика, но особых лавров это ему не принесло, хотя он оставался состоятельным джентльменом и влиятельной фигурой. С 20-х годов ХХ века Бент много времени проводил в Лос-Анжелесе, Калифорния, куда он, в конце концов, окончательно переехал.
Рис. 7. Джо Бент. Изображение из книги Джо Бента «Tales of Travel, Life and Love»
С фотографии на нас смотрит 67-летний оптимистичный и энергичный джентльмен, не чуждый шуткам и веселью. Известно, что Бент на склоне лет заказывал именные сигары и любил угощать ими публику со словами: «Have a Bent cigar» («Возьмите кривую (гнутую, гибкую) сигару»), своеобразно обыгрывая свою фамилию.
Дожил Джо Бент до 1930 года и ушел из жизни в возрасте 76 лет. Его супруга Клара пережила его на 14 лет. Похоронен Бент в Лос-Анжелесе, в семейной усыпальнице. Позже там были похоронены его жена и две дочери. Интересно, что на бронзовой мемориальной плите указаны неправильные годы его жизни 1844-1930. Однако, во всех документах, и это соответствует действительности, в качестве даты рождения стоит 16 июня 1854 года. Вот такая странная история[18].
Вернемся к инструменту в парадной гостиной Большого дома усадьбы Горки. Это – большое концертное пианино «Crown», на поднятой крышке инструмента расположена фирменная надпись «Crown» /Geo. P. Bent / Chicago/ Orhestral Grand».
Отдельно отметим, что фирма Джо Бента активно защищала свои «авторские права». Например, на металлических частях пианино была расположена красочная маркировка, уведомлявшая любого интересующегося, что технические особенности подобных инструментов является изобретением и собственностью фирмы.
На внутренних деревянных частях инструмента содержится информация о патентах, полученных Джо Бентом для пианино «Crown» как в пределах США, так и при любой зарубежной продаже. Патенты маркированы октябрем 1894 года, февралем и мартом 1895 года, мартом и июнем 1896 года. Именно в это время начинается выпуск инновационных четырехпедальных пианино. Впервые они, вероятно, появляются в каталоге Бента 1894 года, а в каталоге 1897 года – уже идет развернутая реклама в описанном выше стиле.
Однако вопрос датировки усадебного пианино более сложный, поскольку патент и время производства – это абсолютно разные вещи. Более того, популярные вариации данного инструмента производились долгие годы. Бент обозначал модели пианино по буквам английского алфавита или по их комбинации – «Стиль N», «Стиль S» или «Стиль SS». Модель пианино, сохранившего в усадьбе Горки, появляется впервые в каталоге 1897 года и под маркировкой «Стиль H». Это – строгий, но в тоже время элегантный инструмент, достаточно дорогой в исполнении. Он лишен чрезмерного декора, и в нем превалирует функциональность. Деревянная часть инструмента изготовлена из махагони, американского ореха и клена. Размеры пианино 146 х 164 х 70 см. (58 х 66 х 28 inc. (дюймы) по спецификации модели «Стиля Н»).
Имеющиеся на инструменте наименования фирмы «George P. Bent, «Crown» Piano/Geo P. Bent/ Chicago USA» или «Crown» /Geo. P. Bent / Chicago» использовались в течение достаточно длительного временного периода со второй половины 90-х годов XIX века до второго десятилетия XX века включительно.
Более точно установить дату производства инструмента помогает серийный номер - № 55208. Он находится на внутренних частях пианино, доступных только профессионалам-реставраторам. Указанный номер содержится в реставрационном заключении об инструменте от 18 сентября 2019 года[19].
Серийные номера «Crown» с 50000 до 64000 соответствуют временному промежутку 1910-1915 годов. Номера до 15000 относят к XIX веку, например, 3000 – 1890 год, а 7000 – 1895 год[20]. Таким образом, можно сузить поиски вероятной даты производства инструмента до 1911-1912 годов. Что, опять же, позволяет предположить при каких обстоятельствах пианино «Crown» появилось в Горках.
Именно в это время Зинаида Морозова и Анатолий Рейнбот постепенно обустраивались в имении. Есть упоминание о том, что Зинаида Морозова-Рейнбот заказала пианино именно по каталогу, и оно было доставлено в Россию. Как она могла пройти мимо модной во всем мире музыкальной «игрушки»! Тем более, что музыку в семье Морозовых уважали и ценили, и дочь Зинаиды и Саввы – Мария, была не только талантливым художником и скульптором, но и подавала надежды как музыкальный исполнитель. Кроме того, в усадьбу могли приехать именитые гости, например, тот же Федор Шаляпин! Правда, известность и первоначальную музейную ценность пианино получило благодаря совсем другой истории. После Революции именно этот инструмент использовала Мария Ульянова, и его слушал В. И. Ленин.
Рис. 8. Нотная тетрадь с гербарием из библиотеки семьи Ульяновых. Современное фото. Музей-заповедник «Горки Ленинские»
К сожалению, в настоящее время инструмент нельзя использовать для исполнительской деятельности. По последнему реставрационному заключению, без серьезной научной реставрации, использование пианино может привести к его повреждению. Это крайне нежелательно, учитывая уникальность его сохранности – у инструмента констатируется «наличие исторического материала почти полное, возможно, более 98%»[21].
В последнее время Музей-заповедник «Горки Ленинские» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации активно занимается реставрацией своей коллекции. Например, с декабря прошлого года наши посетители могут увидеть кресло Ленина в зале Совнаркома Музея «Кабинет и квартира В. И. Ленина в Кремле», прошедшее исключительно тонкую профессиональную реставрацию. Так что, кто знает – может быть вскоре посетители зимнего сада Музея-усадьбы «Горки» вновь услышат светлое и глубокое звучание прекрасного инструмента Джорджа П. Бента!
Неповторимая изящность европейского фарфора, уникальная техника резьбы по дереву и звучание старинного инструмента в окружении мраморных изваяний лучших мастеров XIX века, несомненно, погрузят посетителя в атмосферу давно забытого дворянского быта.
Во все времена человечество обращалось к прошлому в поисках ответов на современные вопросы. Безмолвный экспонат выступает в виде своеобразного «текста», при чтении которого открываются многие тайны и события прошлых столетий, на первый взгляд, скрытые от наших глаз. Нет сомнений в необходимости дальнейшего изучения усадебного наследия, в котором мы можем найти ответы на многие загадки прошлого и настоящего.
Список источников и литературы:
1. Времени приметы: Коллекция живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно- прикладного искусства Музея-усадьбы «Горки»; авт.-сост. Т. Шубина, О. Менькова – М.: ГИЗ «Горки Ленинские», 2005. – 167 с.; цв. ил.
2. История стереофотографии: выставка в Мультимедиа Арт Музее. Портал о фотографии «Russian Photo». URL: https://rosphoto.com/events/history_stereofotografii-1844 (дата обращения: 28.09.2020);
3.Механический барограф. [Электронный ресурс]. URL: https://bersoantik.com/ru/catalog/article/52_2129/ (дата обращения: 16.09.2020);
4. Музей-усадьба Горки и его коллекция: Альбом; авт.-сост. Т. В. Шубина и др. - М.: СканРус, 2005. - 160 с.; ил., цв. ил., портр.
5. Словарь русского языка: [в 4 томах] / Под ред. А. П. Евгеньевой-4-е изд., стер. М.: Полиграф ресурсы, РАН, Ин-т лингвистик. Исследований, 1999. Цит. по URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp (дата обращения: 26.09.2020).
6.Стереоскоп - бинокулярный оптический прибор для индивидуального просмотра «объемных» изображений. Проект «Благовещенская старина. Музей самоваров». URL: http://www.samovar-museum.ru/pmwiki.php?n=News.Stereoskop (дата обращения: 28.09.2020);
7. ТД Иохим и Ко. Фотографический прейскурант. Дополнение к полному каталогу 1908-09г.-М.: Полиграф, 1914. – 206с.
8.Человек, измеривший небо: открытия Иоганна Кеплера. Журнал «Популярная механика». [Электронный ресурс]. URL: https://www.popmech.ru/science/9515-chelovek-izmerivshiy-nebo-iogann-kepler (дата обращения: 12.09.2020);
9.Электронный каталог ГИМ. URL: https://catalog.shm.ru (дата обращения: 01.10.2020);
10.Jules Richard (1848—1930). Internet Archive. URL: https://web.archive.org/web/20120107003902/http://ignomini.com/photographica/stereophotovintage/richardnudes/richardnudes.html (дата обращения: 01.10.2020).
10.Краткое заключение по техническому состоянию пианино «Crown» № 55208 (США). Органный мастер-реставратор Иодис В.Я. 18.09.2019 / Фонды Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские»;
11.American made pianos. Sweeney piano. URL: https://www.sweeneypiano.com/interstate/manufacturers/manu_details.cfm?muID=30 (дата обращения: 05.09.2020);
12.Crown. Antique Piano Shop. URL: https://antiquepianoshop.com/online-museum/crown (дата обращения: 18.08.2020);
13.Geo. P. Bent Organ Company. Pump Organ Restorations. URL: https://www.pumporganrestorations.com/geo._p._bent_organ_company.htm (дата обращения: 18.09.2020);
14. Find a grave. URL: https://www.findagrave.com/memorial/58149905/george-payne-bent (дата обращения: 25.08.2020);
15.Tales of travel, life and love: an autobiography / by George Payne Bent; with illustrations. Los Angeles: Times-mirror Press, 1924. The electronic version of the book. Internet Archive. Allen County Public Library Genealogy Center. URL: https://archive.org/details/talesoftravellif00bent/mode/2up (дата обращения: 01.10.2020);
16.The Bluebook of pianos. URL: http://bluebookofpianos.com (дата обращения: 01.09.2020).
[1] Времени приметы: Коллекция живописи, графики, скульптуры и предметов декоративно- прикладного искусства Музея-усадьбы «Горки»; авт.-сост. Т. Шубина, О. Менькова – М.: ГИЗ «Горки Ленинские», 2005. - С. 90.
[2] См. Музей-усадьба Горки и его коллекция: Альбом; авт.-сост. Т. В. Шубина и др. - М.: СканРус, 2005. - 160 с.; ил., цв. ил., портр.
[3] Словарь русского языка: [в 4 томах] / Под ред. А. П. Евгеньевой-4-е изд., стер. М.: Полиграф ресурсы , РАН, Ин-т лингвистик. Исследований, 1999. Цит. по URL: http://feb-web.ru/feb/mas/MAS-abc/default.asp
[4] Человек, измеривший небо: открытия Иоганна Кеплера// Журнал «Популярная механика». [Электронный ресурс].URL: https://www.popmech.ru/science/9515-chelovek-izmerivshiy-nebo-iogann-kepler/
[5] Стереоскоп - бинокулярный оптический прибор для индивидуального просмотра «объемных» изображений. Проект «Благовещенская старина. Музей самоваров». URL: http://www.samovar-museum.ru/pmwiki.php?n=News.Stereoskop .
[6]ТД Иохим и Ко. Фотографический прейскурант. Дополнение к полному каталогу 1908-09г.-М.: Полиграф, 1914. - с. 2.
[7] Там же.133.
[8] Там же.
[9] Там же.
[10] См. Jules Richard (1848—1930). Internet Archive. URL: https://web.archive.org/web/20120107003902/http://ignomini.com/photographica/stereophotovintage/richardnudes/richardnudes.html. Механический барограф. [Электронный ресурс]. URL: https://bersoantik.com/ru/catalog/article/52_2129/ .
[11] См. Музей-усадьба Горки и его коллекция: Альбом; авт.-сост. Т. В. Шубина и др. - М.: СканРус, 2005. - 160 с.; ил., цв. ил., портр.
[12] Практически вся литература, имеющая отношение к пианино «Crown» и его создателю Джорджу Пейну Бенту (за пределами отдельных упоминаний в специализированых и узкопрофессиональных изданиях) – англоязычная. Информацию приходилось, по сути, «выцарапывать» из изданий и текстов, посвященных совсем другим темам. Вне узкого круга музыкантов, исполняющих классическую музыку, продавцов антикварных фортепиано и органов, реставраторов и просто ценителей исторических музыкальных инструментов – имя Бента практически забыто.
[13] Crown. Antique Piano Shop. URL: https://antiquepianoshop.com/online-museum/crown/ .
[14] Geo. P. Bent Organ Company. Pump Organ Restorations. URL: https://www.pumporganrestorations.com/geo._p._bent_organ_company.htm.
[15] Не будучи ни в малейшей степени специалистами по музыкальным инструментам, авторы хотели бы выразить огромную благодарность online-музею на американском ресурсе Antique Piano Shop, где подобрана информация про производителей, особенности исторических инструментов, а также размещена коллекция уникальных каталогов XIX – XX вв. Antique Piano Shop. URL: https://antiquepianoshop.com/online-museum/crown/ .
[16] Скорее всего, наиболее близкий контекстный перевод – «вспомогательный оркестр» и «фортепиано, предназначенное для упражнений».
[17] American made pianos. Sweeney piano. URL: https://www.sweeneypiano.com/interstate/manufacturers/manu_details.cfm?muID=30 .
[18] Огромную помощь в поиске информации о семье Бентов оказал американский ресурс «Find a grave» («Найди захоронение»). Интересно, что он позволяет не только определить годы жизни и родственные связи человека, но, при необходимости, и место его захоронения с номером участка и фотографией. Find a grave. URL: https://www.findagrave.com/memorial/58149905/george-payne-bent .
[19] Краткое заключение по техническому состоянию пианино «Crown» № 55208 (США). Органный мастер-реставратор Иодис В.Я. 18.09.2019 / Фонды Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».
[20] Идентификационные номера музыкальных инструментов проверены по используемому во всем мире ресурсу «Голубая книга пианино». URL: http://bluebookofpianos.com .
[21] Краткое заключение по техническому состоянию пианино «Crown» № 55208 (США). Органный мастер-реставратор Иодис В.Я. 18.09.2019 / Фонды Государственного исторического музея-заповедника «Горки Ленинские».
Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».