Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Он никогда не позировал

     

Начальник отдела научно-просветительской работы

С.В. Генералова   

 "Он никогда не позировал"

Выставка прижизненных портретов В.И. Ленина


          Период 1920-х годов ассоциируется с революционными событиями и с построением нового государства. Ленин – главное действующее лицо этих событий. Неудивительно, что люди проявляли интерес к личности вождя, хотели знать, о чем он пишет, что говорит, как выглядит. Как бы мы не оценивали сегодня деятельность Ленина, но большинство людей того времени ему верили, уважали и считали абсолютным авторитетом. В силу своей скромности, Ленин не любил позировать фотографам и художникам. Однако некоторые художники получили возможность наблюдать за ним во время заседаний правительства, зарисовывать его в рабочем кабинете в Кремле. Впоследствии многие из этих рисунков использовались для создания скульптуры.

         Летом 1920 года в Таврическом дворце Петрограда открылся II Конгресс Коминтерна. На нем, помимо представителей коммунистических партий, присутствовал советский и российский живописец, один из авторов Ленинианы Исаак Бродский (1884-1939). Бродский работал очень быстро, спешил запечатлеть черты лица Ленина, характерные линии профиля.

         Э.В. Кузнецова в своей книге «Беседы о советских художниках» (1964) написала об этом дне в жизни художника: «…После открытия конгресса делегаты направились на Марсово поле. Они возлагали венки на могилы славных революционеров. С ними был и Владимир Ильич. Очутившись в толпе рядом с Лениным, Бродский подал ему рисунок и попросил подписать. Вспоминая эти мгновения, художник писал впоследствии: «...Пристально всмотревшись в карандашный набросок, Владимир Ильич ответил мне, что он не похож здесь на себя. Окружающие стали горячо убеждать Владимира Ильича в том, что он совершенно не знает своего лица и что портрет, без сомнения, удачен. Владимир Ильич, усмехнувшись, принялся подписывать рисунок: «Первый раз в жизни подписываю то, с чем не согласен»,— сказал он с улыбкой, передавая мне обратно набросок. Но через несколько минут, когда рисунок пошел по рукам, и большинство товарищей сказали, что сходство уловлено, Владимир Ильич, снова посмотрев, промолвил: «А ведь, кажется, действительно похож». Так Бродский создал первый рисунок В. И. Ленина с натуры — первый из целой серии выполненных затем карандашных портретов».


        Также наблюдать за работой Ленина довелось известному советскому живописцу, художнику-авангардисту, мастеру портрета Н.И. Альтману (1889-1970). Началось все с того, что художник предложил Луначарскому вылепить его портрет и получил согласие. В связи с этим мастер стал регулярно появляться в Кремле. Вскоре и Ленин разрешил Альтману работать с натуры над своим портретом. Художник создал целую серию карандашных зарисовок Главы государства. Позднее он посчитал, что на создание всех его ленинских портретов ушло 250 часов.

        В 1921 году был выпущен альбом с лучшими рисунками о Ленине. Один из ста экземпляров был подарен Ленину и сейчас хранится в коллекции музея «Кабинет и квартира В.И.Ленина в Кремле».

       Около 100 скульптурных и 200 графических изображений В.И. Ленина создал советский график Николай Андреев (1873-1932). Раскрыв себя в импрессионизме, после 1917 года он сотрудничал с советской властью и принимал участие в реализации плана монументальной пропаганды. Долгую работу над образом Ленина проделал и он. Первоначально, у него так же, как и у Альтмана не было возможности видеть главу государства вблизи. Начинал художник с наблюдений: присутствовал на митингах и собраниях, где выступал Ленин. Методом Андреева при работе было свободное и живое воспроизведение черт Владимира Ильича.

       А.В. Луначарский писал о Ленине: «Лицо это крайне подвижно. На нем се время сменяется выражение лукавства, внимания, удивления, иронии, глубокой задумчивости и т.д. Я должен сказать, что на заседаниях Совета Народных Комиссаров я часто не мог оторвать глаз от этого прекрасного лица, на котором с такой яркостью отражалась подвижная стихийная жизнь громадного духа».


       Художник, работая над портретом путем длительного изучения, суммирует внутреннюю сущность изображаемого лица. Работы описанных выше художников интересны для нас тем, что, несмотря на наличие фотографий, картин, рисованный с натуры портрет остается бесценным историческим документом.

      30 апреля 2022 года в «Красном зале» Научно-культурного центра «Музей В.И. Ленина» состоится открытие выставки "Он никогда не позировал". Проект познакомит своих посетителей с уникальными работами известных российских художников, которым довелось работать лично с Главой Советского государства.

       Выставка популяризирует собрание Музея-заповедника «Горки Ленинские» фотокопий набросков, чертежей, зарисовок 1920-1921 годов. Авторы работ: И.И. Бродский, Н.А. Андреев, Н.И. Альтман, Н.Н. Жуков, Ф.А. Малявин, И.В. Пархоменко, С.В. Чехонин, Л.О. Пастернак и д.р. 

 

Последние публикации

Один день с директором Музея истории города Ровеньки ЛНР: о перекрашенных стенах, песочной мультипликации и булочной

26 апреля 2024 г. между «Государственным историческим музеем-заповедником «Горки Ленинские» и Институтом всеобщей истории Российской академии наук было подписано соглашение...

Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».  

<< Возврат к списку