Снеговская Евгения Алексеевна
Ведущий научный сотрудник
История в "Глянце"
«Новая мода». №43, 22 Октября 1905. Париж.
Журналы З.Г. Морозовой-Рейнбот датированы началом XX века, этот период вошел в мировую историю как «Прекрасная эпоха» или «La Belle Époque». В Европе и Америке этот период ознаменовался преобладанием стиля модерн, который распространился и на гардеробы буржуазных модниц. Мода этой эпохи очень интересна своими трансформациями, которые являлись предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших позже.
Для конца XIX – начала XX вв. характерно бурное развитие науки и техники. Электричество, телефонная связь, автомобили, авиастроение семимильными шагами входили в повседневность человека. В это же время по всему миру женщины продолжали борьбу за свои права и изменение социальных отношений, погибая в мятежах и попадая в тюрьмы за участие в забастовках.
Зинаида Григорьевна, будучи представительницей купеческого сословия, отвечала требованиям «новой» женщины, свободной от традиционно-патриархальных взглядов. Усадьбу Горки она приобрела находясь в третьем браке. После трагической гибели второго мужа, Саввы Тимофеевича Морозова, она унаследовала огромное состояние, управление которым взяла в собственные руки. Кроме того, в Горках при её участии налаживалось перспективное образцовое хозяйство. По последнему слову техники был реконструирован усадебный комплекс. Она активно следила за последними новинками как технического производства, так и модной индустрии.
В это время Париж в глазах женщин всего мира олицетворял «истинную моду» Европы, особым шиком считалось узнавать о модных трендах из таких французских журналов как «Harper's Bazaar», «Femina», «La Nouvelle Mode». Некоторые из перечисленных журналов встречаются в усадебной библиотеке Зинаиды Григорьевны. В изданиях современная мода была проиллюстрирована фотографиями, сделанными в студии или на общественных мероприятиях и нарисованных вручную иллюстраций, включая инструкции по подгонке одежды. Ориентированные на женскую аудиторию страницы журналов пестрят огромным ассортиментом модных платьев, чулок и шляпок.
«Женщина» №127, 1 Мая 1906. Париж.
В это время «Шляпное дело» Парижа было доведено до совершенства. В Москве самым знаменитым шляпным производителем был «Вандраг» на Петровке.
Существовали специальные магазины со шляпным прикладом. Шляпному делу учились долго – были специальные курсы и даже школы шляпного дела, особенно известные в дореволюционном Петербурге.
Пожалуй, такое повышенное внимание головным уборам в эпоху модерна дамы уделяли еще разве что в век рококо, во второй половине XVIII столетия.
Конечно, существовали разные виды шляп для женщин разного возраста и на разные случаи, но самым популярным вариантом, своего рода символом Прекрасной эпохи были огромные пышные шляпы со сложной отделкой. Размером и силуэтом такие головные уборы походили на бельевые корзины, за что получили ироническое название «корзин». На старинных фотографиях Зинаиды Морозовой можно встретить шляпы, представляющие данное модное течение.
З.Г. Морозова с дочерьми. Фото 1900-е гг.
Шляпы делали из фетра, шелка, бархата и других тканей (часто на проволочном каркасе) или из соломы. Для подкладки использовали тонкие хлопчатобумажные ткани или шелк. Распространенным вариантом отделки были пышные банты и розетки из шелка, батиста, кружева, тафты или сложные драпировки из разных тканей, чаще тонких, воздушных — тюля, газа, кисеи, а также шелка и бархата. В ход шли рюши, ленты, блестки и стеклярус, имитация драгоценных камней.
Зимние шляпы отделывали мехом.
Большой популярностью пользовались искусственные цветы, часто даже целые букеты — такие «цветочные» шляпы надевали в театры и на концерты, а на улице носили только летом.
"Женщина". №86, 15 Августа 1904. Париж.
Одним из самых модных украшений для шляп эры модерна считались птичьи перья, чаще всего их собирали в небольшие пучки изысканной формы. Особенно ценились перья цапли, страуса, но использовались и менее экзотические птицы, например, чайки, куропатки. Иногда из перьев на шляпе формировалась целая фигурка птицы с раскрытыми крыльями или просто пара крыльев. Роскошеством считалось, если птичка выглядела так, будто вот-вот вспорхнет, а шляпа едва касалась волос и держалась словно чудом. На высоких сложных прическах того времени шляпы не могли удержаться естественным образом, секрет заключался в длинной шляпной булавке со скромной круглой головкой, незаметной среди пышного декора. Такие аксессуары могли стать и изысканным украшением. Однако булавки могли представлять собой нешуточную опасность. Их острые концы, торчащие из шляп, в толпе или в вагоне конки не раз царапали лица окружающих, а то и причиняли более серьезные увечья. В Москве и Петербурге пришлось даже издать постановления о запрете использования таких булавок без специальных круглых наконечников.
Грандиозные до нелепости шляпы эпохи модерна вызывали в обществе неоднозначную реакцию. Театралов возмущало то, что дамы, тогда не снимавшие шляп в зрительном зале, закрывали весь вид на сцену тем, кто сидел сзади. Общества, выступавшие за охрану природы, протестовали против массового убийства птиц, в том числе редких, чьи перья тоннами тратились на украшение шляп.
Некоторые представительницы женского пола справедливо считали такие головные уборы бессмысленной тратой денег (стоить они могли действительно очень дорого!) и предпочитали носить скромные и удобные канотье или федоры.
Фасоны дамских шляп менялись беспрестанно — карикатуристы, высмеивая погоню модниц за новинками, уверяли, что, если не надеть свежекупленную шляпу в восемь вечера, к десяти часам она уже может устареть.
Отчасти эта резкая смена моды, в первой четверти ХХ в., продиктована большими геополитическими потрясениями, заставила шляпниц и модисток мира проявить немалую фантазию. Первая мировая война (1914–1918 годы) ускорила женскую эмансипацию и заставила обратиться к более практичным, повседневным и менее экзотичным моделям шляп.
С началом Первой мировой войны роль женщин изменилась. Многие из них стали сестрами милосердия, а некоторые даже пошли воевать.
«Женщина». Ноябрь 272, 15 Мая 1912. Париж, 1912.
В годы войны выпуски журналов были полны серьезных тем. В журналах публиковали очерки о жизни девушек, чьи женихи уехали на фронт, о тяжелой доле женщин в оккупированных городах. Здесь помещались фотографии беженцев, покидающих свои города, снимки из лазаретов. Но и война не мешала издателям публиковать подробные описания актуальных нарядов с картинками. Блузы и платья тоже подчинялись «военной» тенденции. Их советовали шить из ткани цвета хаки, с большим воротником и погонами из пуговиц на плечах.
Накануне революции в России выходило огромное количество модных изданий. С приходом советской власти многие издания для дам превратились в рупор партийных идей.
Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».