Снеговская Е.А.
Ведущий научный сотрудник
ФРАГМЕНТ КОНЦЕПЦИИ ЛАНДШАФТНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОЙ ВЫСТАВКИ
«Мода на дачи»
«Мода на дачи» в России зародилась при Петре I. Во времена его царствования появляются первые загородные дома для летнего отдыха. Изначально их наличие было необходимо, чтобы удержать подданных вблизи от города в любое время, поэтому Петр даровал земельные наделы своим приближенным. «Дати» - старинный глагол, означавший подарок или дар, это слово привело к образованию слова «дача».
Дарованный участок земли необходимо было освоить, таким образом дачами застраивалась дорога до Петергофа. Пётр, следовавший в свой загородный дворец, мог инспектировать как проводят время его подданные в своих имениях.
В начале XIX века дачный отдых начал стремительно набирать популярность. Первые местности стали образовываться вокруг обеих столиц: Останкино, Перово, Кунцево, Сокольники - под Москвой; Гатчина, Северская, Красное село, Дудергоф - под Санкт-Петербургом.
Позже дачные поселки стали возникать в значительном отдалении от крупных городов. В первую очередь это связано с развитием железных дорог. Таким образом возникают: Химки, Ховрино, Тарасовка, Пушкино, Томилино.
Однако самыми модными местами к началу XX века в Подмосковье считались поселки Клязьма, где было почти 500 дач, и Малаховка, в котором было построено около 1000 дачных домиков. В поселках уже была хорошо развита социальная инфраструктура, даже проведено электричество.
Часто дачные поселки возникали вокруг усадьбы, принадлежавшей именитому хозяину. Пример - Останкино, где по соседству с графской четой желали обосноваться многие представители купеческих династий и московской интеллигенции.
Изменение загородной жизни особенно стало очевидным после отмены крепостного права, когда разорившиеся «дворянские гнезда» переходили в руки предприимчивых купцов.
Описания таких поместий мы часто встречаем в отечественной классической литературе. Многие важные события происходили именно в тенистых аллеях и садах загородной дачи.
Обветшавшие «дворянские гнезда» из произведений Тургенева, в которых следы человеческого присутствия окончательно умолкнут совсем скоро, отразились в творчестве Чехова. Опустевшая или разоренная усадьба фигурирует практически в каждом его рассказе.
«Так уж лучше это не в Харькове и не где-нибудь в Курске, а здесь, на лоне природы… Поэтично, по крайней мере, даже очень красиво… Здесь есть лесничество, полуразрушенные усадьбы во вкусе Тургенева…»
Антон Чехов, «Дядя Ваня»
Чехов в своих произведениях показывает читателям: пришло новое время, в котором царствует экономика и чистый расчет.
«Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п.».
Антон Чехов, «Вишневый сад»
По примеру Лопахина, который предложил хозяйке усадьбы «вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и сдавать потом в аренду под дачи», развивалась большая часть загородных поместий.
«Мода на дачи» не обошла стороной и усадьбу Горки, где в начале ХХ века развернулся небольшой дачный поселок, который оказал влияние на развитие целого подмосковного района.
В 1902 году усадьбу на Юге Москвы приобретают четыре брата Герасимовых, потомки директора «Реутовской мануфактуры» Григория Сергеевича Герасимова.
Любопытны воспоминания современника Герасимова Н.А. Варенцова: «<…> Реутовская мануфактура, принадлежащая миллионеру Мазурину. Мазурин был совершенно молодым человеком, но о нем говорили, что он отличается большими дарованиями. Делом не занимался, предоставив вести его Герасиму [Григорию] Сергеевичу Герасимову, весьма почтенному и солидному человеку, выделившемуся из среды старших работников Мазурина. Герасимов оставался в деле до конца своей жизни <…>»[1].
Усадьбу Горки Герасимовы использовали как место летнего семейного отдыха. Дочь Григория Григорьевича, Татьяна Герасимова, вспоминала: «Летом вся семья жила в Горках, а зимой в Москве. <…> Каждую субботу собирались родные и близкие друзья дома, это называлось «журфиксы», пели, играли на пианино».
Очевидно, что приобретя имение Горки, братья сразу же планировали сдачу участков в аренду. В 1902 году была выпущена характерная для начала ХХ в. справочная книга «Окрестности Москвы» - «спутник дачника, велосипедиста, фотографа», её авторы: В.П. Магнуссен и Лев Уманец.
В этом справочнике, на одной из первых страниц, важнейшая для истории имения Горки реклама, где говорится о том, что «в непродолжительном времени будут сдаваться в аренду под постройку дач участки земли в имении «Горки» г.г. Герасимовых»
«Владельцы задаются целью создать дачный поселок исключительно для лиц ищущих тишину и спокойную жизнь в местности изобилующей всеми лучшими удобствами, а посему предполагают сдать в аренду не более 50 дес. [50,6 гектаров. Прим. от автора] При условии постройки только одной дачи на десятине; вся остальная площадь имения предполагается для общаго пользования. За справками обращаться по адресу: Ильинка, Средн. Ряды угол Хрустальнаго переулка № 212. Правление Т-ва Реутовской Мануфактуры.»[3]
Братья предоставляют адрес Реутовской Мануфактуры как контактный. Дело в том, что после смерти отца семейства сыновья продолжили его дело правления мануфактурой, однако по воспоминаниям: «<…>когда Герасимов умер, в деле не нашлось человека, который мог бы с успехом продолжать его вести и оно мало-по-малу пришло в упадок и перестало давать Мазурину доход на вложенный в это дело капитал. Тогда Мазурин решил продать Реутовскую Мануфактуру<…>»[4]. К тому же в начале ХХ века Российскую империю, как и многие европейские страны, настиг экономический кризис (1900-1903 гг.), когда многие частные предприятия разорялись. В 1905 году фабрика перешла в состав Товарищества мануфактур «Людвига Рабенека»: «В 1905 году наше Товарищество приобрело у Константина Митрофановича Мазурина Реутовскую Мануфактуру, одну из самых старых русских прядилен»[5].
В рекламной листовке утверждается, что «летом 1902 г. предполагается к постройке пассажирская платформа на 24 вер. ж. д.<…>». Платформа действительно была открыта[6], а в 1903 году здесь уже появились первые дачники. Известно, что владельцами дач были три сестры, урожденные Бахрушины, дочери потомственного почетного гражданина, купца 1-й гильдии Василия Алексеевича Бахрушина и Веры Федоровны Мазуриной, ближайшей родственницы владельца Реутовской мануфактуры А. Мазурина. Похоже, что Герасимовых, Мазуриных и Бахрушиных связывали не только деловые, но и семейно-дружественные отношения. Кроме того, расположение горкинских дач было крайне удобным для Бахрушиных, подолгу проживавших неподалеку в усадьбе Ивановское.
Суеверные современники вспоминали, что в их семье далеко не все было благополучно, якобы над семьей Веры Федоровны висело родовое проклятье, из-за чего мужчины в этой семье сильно болели. Вот и у Василия Алексеевича с Верой Федоровной родился сын, который страдал душевным заболеванием.
В мемуарах Н.А. Варенцов пишет, что его знакомый Н.П. Сырейщиков «про Веру Федоровну Бахрушину <…> сообщил, что она, несомненно, душевнобольная, ее единственный сын, Николай Васильевич, страдает тяжелой формой мании преследования, об этом я [Варенцов] тоже слышал от его двоюродного брата Николая Петровича Бахрушина; из ее дочерей две — Мария Щеславская и Лидия Челнокова — тоже страдали душевной болезнью <…>»[7]. Возможно, эти обстоятельства повлияли на вектор благотворительности Бахрушиных, приведя их именно в медицинскую сферу.
Тем не менее, владелица каменной дачи в Горках (ныне - здание музея «Кабинет и квартира В.И. Ленина в Кремле»), Лидия Челнокова, в 1913 году покончила с собой.
Каменная дача архитектурой своей напоминала классический барский усадебный дом, тогда как две других деревянных дачи были отстроены в популярном тогда псевдорусском стиле, характерном для загородного строительства.
Одна из них располагалась в непосредственной близости от усадебного дома Герасимовых, принадлежала Марии Щеславской. Западный фасад с огромным овальным окном был обращен к речке Туровке, а юго-западный фасад украшали многочисленные башенки, веранды, балконы. Парадный фасад органично вписывался в ландшафт липового леса, отличаясь сдержанностью, а яркий зеленый цвет постройки прекрасно сочетался с окружающей обстановкой.
Дача М.В. Щеславской
Дача Натальи Урусовой напоминала «сказочный терем небесно-голубого цвета <…>. Веранды, балконы, башни, крутые скаты крыши и богатое кружево белой деревянной резьбы создавали ощущение радости. Большой зал с камином, отделанным бирюзовыми с охрой изразцами, стены, расписанные гирляндами роз, паркетные полы, красивый граммофон, инкрустированный перламутром»[8].
Дача Н.В. Урусовой
Семейство Урусовых на даче в Горках Фото начала ХХ в.
Крестьяне деревни Горки вспоминали, что в каждом доме имелись большие залы для приема гостей, некоторые утверждают, что в доме Лидии даже звучал голос оперного певца Собинова. Здесь же устраивались спектакли. О любви Бахрушиных к театру широко известно как в России, так и за её пределами. Племянником Василия Алексеевича был создатель театрального музея, Алексей Александрович Бахрушин. Этот известнейший собиратель театральной старины, и сам планировал стать обладателем дачи в Горках. Его сын Юрий позже писал: «На станции Герасимово по Павелецкой дороге продавалась усадьба, которая нам подходила. Земли было 200 десятин, дом, правда, больше походивший на дачу, был красиво расположен на берегу реки Пахры, но владельцы хотели за неё довольно большую сумму денег. Началась торговля. А тем временем генеральша Рейнбот приобрела её, не торгуясь».[9] Речь идет о продаже имения Герасимовыми. Видимо, испытывая финансовые затруднения семейство было вынуждено выставить усадьбу на торги, выше приведены факты о неудачном ходе дел Реутовской Мануфактуры.
Рейнбот же могла позволить себе не торговаться в цене. Второй брак с миллионером-промышленником Саввой Морозовым принес женщине неслыханные богатства. После смерти супруга она унаследовала огромное состояние и многочисленные земельные владения по всей стране, в том числе и на юге.
Зинаида Григорьевна вспоминала, что утром рокового дня кончины Саввы, 13 мая 1905 г., он обсуждал с ней, как по приезде в Россию отправит в Крым младшего сына Саввушку и дочку Люлюту... С Крымской дачей у супругов были связаны яркие воспоминания: начало их романтических отношений. Будучи замужем за племянником Саввы, Сергеем, она вспоминала: «Когда началась моя любовь к Савве Тимофеевичу, мы с Сергеем Викуловичем были в Крыму. Мне было 18 лет, и я, не будучи плаксивой, целые дни плакала и не знала: решаться ли мне на развод». Позже семейную коллекцию живописи неслучайно пополнило полотно Скворцова с пейзажем Крыма.
Я.А. Скворцов. «Горный пейзаж». Собрание Музея-усадьбы «Горки».
Необходимо отметить, что после смерти Саввы, Зинаида появилась в этой местности только в 1909 году, уже как супруга бывшего московского градоначальника Рейнбота. Третий брак с генералом требовал устройства нового «семейного гнезда», усадьба Горки удачно подошла молодоженам. В 1909 году Зинаида Григорьевна рассталась с воспоминаниями о многолетнем браке: продала шикарнейший особняк на Спиридоновке. Кроме того, на продажу была выставлена Морозовская дача в Крыму, которую приобрели Юсуповы. Княгиня З. Н. Юсупова энергично занялась обустройством дома. В письме к Феликсу она писала: «Мы с Красновым затеваем перестройку Морозовской дачи! Планы и рисунки будут готовы к твоему приезду, и все дальнейшее будет зависеть от тебя. Мечтает он сделать что-нибудь вроде татаро-итальянского empire!!! с зеленоватой черепичной крышей и зелеными ставнями...»[10]. После революции на базе особняка первой половины XIX в. и дач фабриканта Морозова был открыт санаторий «Ай-Петри».
Сама Зинаида Морозова-Рейнбот, после продажи Морозовского наследия, кроме Горок, приобретает и участки в Мисхоре в 1909 г. у купеческой вдовы А. Н. Плотниковой, для устройства дачи с новым супругом.
З.Г. И А.А. Рейнбот в Крыму. Фото 1910-е гг.
Кроме того, к моменту венчания у Анатолия уже имелся большой участок на территории Финляндии, в деревне Метсякюля, он его приобрел еще в апреле 1897 года. Имя участок получил соответствующее – «Толино». Однако дачный дом здесь был построен только в браке с Зинаидой, в 1910 г., по проекту архитектора П.П. Бука в стиле модерн.
Дача А.А. Рейнбота в деревне Метсякюля. Фото 1910-е гг.
В переводе с финского «метсякюля» означает «лесная деревня». Она занимала внушительную площадь, простираясь вдоль берега Финского залива. Первые русские дачи появились здесь уже в 1850 году, и вскоре это место стало излюбленным курортом петербуржцев. За красоту местности они поэтично называли этот уголок Карельского перешейка “Финляндской Ривьерой”.
Очевидно, что по отношению к усадьбе Горки у супругов были совершенно другие планы. Дом, больше напоминавший дачу, был полностью перестроен архитектором Шехтелем в стиле неоклассицизм, в результате реконструкции комплекс приобрел вид великолепной усадебной постройки с классическим содержанием «родового дворянского поместья».
Кроме наполнения и оформления барских помещений внимание уделялось и техническим новшествам доступным для загородного жилья в начале ХХ века. Передовая усадьба обладала новейшим коммуникационным оснащением, утратив черты дачного дома для сезонного проживания. «По последнему слову техники» был оснащен и хозяйственный комплекс, Зинаида явно стремилась к прибыльности в имении. Излишки молочной продукции, овощей и фруктов продавались окрестным дачникам.
Налаженная дачная жизнь вокруг усадьбы продолжалась до самой революции. Однако и после национализации воздушные, кружевные домики были облюбованы партийными работниками. И с июля 1918 г. них регулярно отдыхали виднейшие члены партии большевиков.
Организованный в Горках санаторий функционировал долгие годы. Здесь познакомился Николай Бухарин со своей супругой за игрой в городки. В семейных воспоминаниях закрепилось мнение, что это Ленин соединил в единую семью Эсфирь с Николаем и сыграл роль «свата».
Постановление об открытии санатория в Горках. ЦГАМО, ф.4997, оп. 1, д. 137, л. 58
Годы советской власти наложили отпечаток на все сферы жизненного уклада российского населения. Со временем трансформировалось понимание дачного отдыха. При слове дача сегодня у многих возникает в воспоминаниях небольшой домик и огородные насаждения на шести сотках. Музицирование, журфиксы, веера, лодочные станции, художественные пленэры и самовар в тени аллей знакомы нам теперь лишь вечно актуальным литературным произведениям.
[1] Н.А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. Изд.: Новое Литературное Обозрение. М. 2011 С.55-56.
[2] Там же
[3]В.П. Магнуссен и Лев Уманец. Справочная книга «Окрестности Москвы». М. 1902 г. С.5
[4] Рабенек Л.Л. Статья «Хлопчатобумажные мануфактуры Москвы и Подмосковья времени до Первой мировой войны. Журнал «Возрождение» (Le Renaissance). Вып.162. – Париж, 1965, С.110-113.
[5] Рабенек Л.Л. «Хлопчатобумажные Мануфактуры Москвы и Подмосковья времени до Первой мировой войны». Журнал «Возрождение». Вып.162. – Париж, 1965, С.110-113
[6] Важность открытия железнодорожной платформы для Подмосковного крестьянства в начале ХХ века сложно преувеличить. Транспортная доступность повлияла не только на формирование дачной жизни вокруг столицы, но и сыграла важную роль в урбанизации на рубеже веков.
[7] Н.А. Варенцов. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. Изд.: Новое Литературное Обозрение. М. 2011 С.55-56.
[8] А.Г. Антонова. Наши Горки… История, события, люди- Горки Ленинские, 2008.- С.62.
[9] Бахрушин Ю.А. Воспоминания. М.:1994. С.507.
Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».