Министерство Культуры
Государственный исторический музей – заповедник «Горки Ленинские»
|

Открытые письма семьи Морозовых.

Главный научный сотрудник

Снеговская Е.А.

Открытые письма семьи Морозовых.

В отечественной истории особое место принадлежит рубежу XIX-ХХ вв. – периоду научно-технологического прогресса и времени колоссального культурного прорыва. Во многом бурный рост стал следствием быстроразвивающегося класса миллионеров-промышленников, инвестирующих крупные денежные средства в развитие экономики и культуры. Поддержка художников, поэтов, писателей, театральных деятелей меценатами в этот период возымела масштабный характер. Сегодня невозможно изучать данную историческую эпоху без учета влияния богатейших семей на её формирование. Третьяковы, Щукины, Мамонтовы, Бахрушины и т.д. оставили зримое воплощение своей благотворительной деятельности в виде уникальной архитектуры, художественных коллекций и культурных памятников.

Влиятельным купеческим семейством Российской империи была многочисленная династия Морозовых, которая насчитывает огромное количество коллекционеров, меценатов, благотворителей. Савва Тимофеевич Морозов – выдающийся представитель купеческого рода. Его недолгая, но яркая жизнь вызывает огромный интерес у исследователей и рядовых граждан. Текстильный фабрикант в воспоминаниях современников предстает уверенным в себе, целеустремленным и упертым, он обладал всеми необходимыми качествами для представителя предпринимательства высшего уровня.

Его трагическая гибель вызвала большое количество разногласий, споры о которой не утихают до сих пор. Обсуждению и исследованию подвергаются также и его многочисленные успешные благотворительные проекты, творческие начинания и частная жизнь.

Овдовев, Зинаида Григорьевна Морозова воспитывала четырех совместных детей, управляла перешедшими ей по наследству предприятиями и продолжала меценатскую деятельность. Став мишенью общественных сплетен и пересудов, после смерти мужа, не желая оставаться в особняке на Спиридоновке, где по её словам «витал дух Саввы», она продает творение гения русской архитектуры Ф.О. Шехтеля. В 1909 году она приобретает усадьбу Горки, расположенную в Подольском уезде, неподалеку от железнодорожной платформы «Герасимово».

К этому времени Зинаида Григорьевна обрела статус «генеральши Рейнбот», выйдя замуж за московского градоначальника генерал-майора Анатолия Анатольевича. Брак, заключенный с Рейнботом был возможностью подняться еще на одну ступень вверх по социальной лестнице: имя Зинаиды пополнило Родословную книгу дворянства Московской губернии в 1912 г. Как и полагается представителю дворянства, она решила реализовать себя в качестве успешной помещицы, для этой цели прекрасно подходила усадьба Горки. Старый усадебный дом был перестроен семейным архитектором Шехтелем, в результате чего усадебный ансамбль приобрел облик родового поместья в неоклассическом стиле. В это время усадьба Горки пережила эволюционное возрождение, благодаря денежным возможностям аристократической владелицы, пытавшейся возродить не только архитектуру усадьбы, но и перспективные возможности приусадебного хозяйства. Однако для реализации запланированных целей помещице было отведено небольшое количество мирного времени.

Война 1914 года внесла серьезные коррективы в повседневную жизнь Российской империи.

Сегодня сотрудниками Музея-заповедника «Горки Ленинские» проводится масштабная научно-исследовательская работа по изучению данного периода, и вклада обитателей Горок в обеспечение победы на фронте Первой мировой войны.

Анатолий Анатольевич отправился на поля сражений, сменив фамилию немецкого происхождения на «Резвой». В военные годы Зинаида Резвая продолжала заниматься благотворительностью, материально помогая семьям раненых и погибших. Старшая дочь Мария Саввична Морозова также осталась небезучастной, организовав в московском особняке госпиталь. Вместе с Марией в перевязочных трудились многие представители «золотой молодежи» Москвы. Одним из санитаров в благотворительной организации стал молодой Александр Вертинский. Гораздо позже он описывал в мемуарах свою встречу с Морозовой так: «Началась война. Госпитали Москвы были забиты ранеными. Госпитали эти были не только казенные. Многие богатые люди широко откликались на патриотические призывы земства и открывали на свои средства больницы для раненых.

Однажды вечером я шел по Арбату. Около особняка купеческой дочери Марии Саввишны Морозовой стояла толпа. Привезли с вокзала раненых. В этом особняке был госпиталь её имени. Раненых вынимали из кареты и на носилках вносили в дом. Я стал помогать. Когда последний раненый был внесен в дом. В перевязочной доктора спешно делали перевязки, разматывая грязные бинты и промазывая раны. Я стал помогать. <…>

Я читал раненым письма, писал им письма домой, присутствовал на операциях, которые делал знаменитый московский хирург Холин. <….> Появились сестры – барышни из «общества»: Верочка Дюкомен, Надя Лопатина, Наташа Третьякова и другие. <…>

Потом Морозова решила организовать свой собственный санитарный поезд. Подчинялся он «Союзу городов» и имел номер 68-й. Начальником его был назначен граф Никита Толстой. Двадцать пять серых вагонов третьего класса плюс вагон для перевязок, плюс вагоны для персонала, кухня, аптека, склады – таков был состав поезда.»

         К началу войны Марии было 24 года, она с самого раннего детства мечтала стать артисткой. Став старше, в поисках своего призвания, она часто увлекалась различными творческими начинаниями. Она пела и танцевала, занималась скульптурой и пейзажной живописью. Обширный круг знакомств в художественной среде родителей Марии привел девочку в керамическую мастерскую Саввы Ивановича Мамонтова. Став членом Абрамцевского кружка, она довольно успешно занималась майоликой, лепкой, писала картины. Работы Марии Саввичны экспонируется в экспозиции Музея-усадьбы «Абрамцево». В интерьерах Музея-усадьбы «Горки» представлен этюд «Пионы», который Мария преподнесла свей матери в 1915 году. Эту работу она писала в период загородного отдыха в усадьбе, вдохновляясь живописным усадебным парком и цветами, выращиванию которых Зинаида Григорьевна уделяла особое внимание в приусадебном хозяйстве.

Картина «Пионы» была вывезена из интерьеров усадьбы семьей Дмитрия Ильича Ульянова, возвращена на свое историческое место позже усилиями сотрудников музея. Дмитрий со своей семьей проживал после смерти В.И Ленина в Горках почти двадцать лет, используя усадебный комплекс, как повседневное жилье. После смерти Дмитрия его супруге и дочери было предложено покинуть усадебный дом, а в стенах Большого дома предстояло открыть мемориальный Дом-музей В.И. Ленина.

Выбор Горок для Вождя в качестве загородной резиденции спас усадебный дом от разорения после революции. Музеефикация загородного комплекса позволила сохранить большую часть бытовой коллекции, несмотря на значительные утраты.

Направленность научных исследований в советский период и идеологическая составляющая музея повлияли на формирование экспозиции и экскурсионное обслуживание, где основным объектом показа становились: В.И. Ленин, его партийная деятельность, неоценимый вклад в революцию, болезнь и смерть в Горках.

После смены политических режимов вектор развития музея постепенно начала меняться. История усадебного комплекса и его владельцев посетителей интересовала не меньше чем ленинская тематика. Интерьеры Большого усадебного дома сегодня отражают 1918 год, когда Зинаида Григорьевна покинула национализированное имение, и именно таким его увидели Ульяновы.

Научно-исследовательская деятельность сотрудников также не ограничена одной темой. Сегодня предпринимаются попытки восстановить биографию всех обитателей Горок, как в период владения усадебным комплексом, так и после революционных событий. Сверхзадача для сотрудников музея-заповедника – найти не только документальные, но и материальные источники. Пополнение фондов бытовыми предметами, которые некогда покинули стены усадебного комплекса является приоритетной задачей. Однако подобных свидетельств усадебного быта осталось крайне мало, ввиду их плохой сохранности.

В 2021 году сотрудникам улыбнулась удача: в частном собрании удалось обнаружить 8 открытых писем, принадлежавших семье Морозовых, все они были адресованы в особняк на Спиридоновке, а также в загородное поместье Морозовых Покровское-Рубцово. Семь открыток для Марии Саввичны, три из которых от матери. «Мама тебя любит, милая Маша» - так одну из открыток подписала Зинаида Григорьевна для своей старшей дочери. На карточке с изображением танцующих детей она оставила надпись: «Милая Маша, это твои дети в Покровском. Мама». Марии Саввичне не суждено было стать матерью, однако в начале ХХ века семейство не предполагало своего будущего, как и событий в стране, произошедших позже.   



Судьба представителей семейства Морозовых складывалась в большей степени печально после революции 1917 года, Мария трагически скончалась в 1930-е гг. Среди отправителей отрытых писем встречаются двоюродные сестры Марии: Юлия Александровна Назарова - дочь Александры Тимофеевны Морозовой (Назаровой) и Александра Александровича Назарова, а также Карпова Варвара Геннадиевна - дочь Морозовой Анны Тимофеевны и Карпова Геннадия Фёдоровича.


Одна из открыток адресована Люлюте (так в семье называли младшую дочь Елену Саввичну) от Н. Лапиной. Елена - единственная из детей Саввы и Зинаиды, кто покинул страну в тяжелые времена.



Уникальность открытых писем не только в их подлинности, авторских надписях, хорошей сохранности, но и в том, что, скорее всего, их хранила Зинаида Григорьевна до конца жизни (1947 г.), проживая в п. Ильинский после революции. Предметы находились в частном собрании семьи, которая проживала поблизости с этим местом, что объясняет попадание к ним личных писем Морозовых. Члены династии любезно согласились передать в фонды Музея-заповедника «Горки Ленинские» Морозовские карточки, которые несколько поколений бережно хранили их представители рода.

Необходимо отметить, что предметы такого характера – огромная редкость на антикварном рынке. Особую ценность они составляют для музейных собраний, имеющих прямое отношение к адресатам и отправителям. Сегодня они являются великолепными свидетелями давно минувшей эпохи. Спустя многие годы, предметы культурного наследия, представители забытого эпистолярного жанра, вернулись в имение Горки, принадлежавшее Зинаиде Григорьевне (1909-1918 гг.), однако уже в качестве музейных экспонатов.

 

Список литературы:

1.     Морозов, С.Т. Дед умер молодым: документальная повесть / С.Т. Морозов. - М.: Советский писатель, 1988. – 208 с.

2.     Морозова Т.П. Савва Морозов. России известные имена / Т.П. Морозова, И.В. Поткина. – Ульяновск: Дом печати, 1998. – 208 с.

3.     Вертинский А.Н. Дорогой длинною…: стихи, песни, рассказы, зарисовки, размышления, письма / А. Вертинский. - М.: Правда, 1991. – 576 с., ил.

4.     Бахрушин Ю.А. Воспоминания / Ю.А/   Бахрушин. - М.: Художественная литература, 1994. – 702 с.


Последние публикации

Один день с директором Музея истории города Ровеньки ЛНР: о перекрашенных стенах, песочной мультипликации и булочной

26 апреля 2024 г. между «Государственным историческим музеем-заповедником «Горки Ленинские» и Институтом всеобщей истории Российской академии наук было подписано соглашение...

Новые данные по вопросу авторства проекта усадебного комплекса в государственном историческом музее-заповеднике «Горки Ленинские».  

<< Возврат к списку